Sākumlapa  |  Forums  |  Raksti  |  Blogi  |  Galerijas  |  Zīdīšanas konsultanti  |  Nodarbību saraksts
по-русски   latviski

FotoGalerija

Nodarbības



FotoGalerija

FotoGalerija

Radošā darbnīca

Pērk un pārdod




unonia


«Это уже чересчур, - сказала я сама себе, беря в руки «Грозовой перевал» Эмилии Бронте, - сейчас начнется «она вскрикнула и лишилась чувств», а у тебя наступит «передоз» любовной романтики. Как бы не пришлось в качестве антидота принимать «Курьезы военной медицины» или «Записки психиатра».» Как всем известно, “Грозовой перевал» - это классика и жемчужина британской и мировой литературы, единственный роман Эмилии Бронте, родной сестры той Шарлотты Бронте, которая написала «Джейн Эйр» (сестер, к слову, было три, и все – талантливые писательницы). Роман был многократно экранизирован, изучен литературоведами и обласкан критиками. Приступая к нему из «спортивного» интереса, я заранее настраивалась на длинные скучные описания мрачных пейзажей старой доброй Англии и мелодраматические подробности чувств худосочных английских дев. О, как я ошиблась! Прямо скажем, жестоко ошиблась. Мисс Эмилия взяла меня за руку своими изящными белыми пальчиками, усадила в кресло и развернула передо мной картину жизни настолько реальную и так живо написанную, что я целиком погрузилась в семейную сагу Эрншо и Линтонов, каждую свободную минуту возвращаясь к чтению.

Первое, что бросается в глаза, конечно, богатство языка. На одной странице «Грозового перевала» использовано больше слов, чем в половине всего текста большинства современных романов. Это как сравнивать Ниагарский водопад и родник в лесу. Приятно утолить родниковой водой жажду в жаркий летний день, освежиться и продолжить путь. А впечатление от водопада останется с вами надолго, если не навсегда. При этом обилие эпитетов и сравнений в романе не утомляет и не утяжеляет конструкцию повествования, но, наоборот, расцвечивает и делает интереснее и глубже. Как свет, падая на бриллиант, словно зажигает его тысячами огней, притягивая взгляды окружающих и порой гипнотизируя их, так и словесное кружево «Грозового перевала» оплетает тебя невидимыми нитями, увлекает за собой, и ты не в силах сопротивляться этой магии, пока не прочтешь роман до самого конца.

Сюжет «Грозового перевала» несложен. Место действия – туманный Альбион, время действия – конец 18-го – начало 19-го века. В одной семье – мама, папа, двое детей, – появляется мальчик-найденыш. Принес его домой глава семейства из жалости, так как нашел на улице, погибающего от голода и холода. Родные дети мистера Эрншо приняли Хитклифа (такое имя дали мальчику в честь умершего в младенчестве сына) не очень-то радостно, миссис Эрншо также не воспылала к нему нежными чувствами. Но, со временем, дочь Кэтрин и Хитклиф стали неразлучны. Брат Кэтрин, Хиндли, возненавидел найденыша, потому что считал, что тот узурпировал любовь отца. Старый Эрншо и вправду очень привязался к Хитклифу и всегда защищал его. Никто в семье не отличался мирным нравом и изысканными манерами, поэтому буйный характер Хитклифа отлично подошел характеру своенравной Кэтрин. Поначалу Хитклифу очень доставалось от детей, потом перед ним стали даже заискивать, чтобы не нарваться на гнев отца. Это, разумеется, отрицательно сказалось на формировании личности ребенка. До конца его жизни никто так и не узнал, чей он сын, почему оказался на улице, есть ли у него родные. После смерти мистера Эрншо в доме происходят большие перемены...

Сквозь роман красной нитью проходит мысль о том, что, кем бы мы ни были по рождению, с какими бы задатками и талантами ни появились на свет Божий, но только окружение и воспитание делают нас тем, чем мы впоследствии становимся. Причем смена обстановки способна изменить человека – в ту или иную сторону. В то же время натура Хитклифа выписана цельной, с самого начала мальчик, несмотря на доброту приемного отца, был злопамятным и не испытывал никаких чувств благодарности ни к кому на свете, за исключением, возможно (и в очень слабой степени), Нелли Дин, служанки, которая в детстве выходила его во время тяжелой болезни. Но и ее чувства Хитклиф никогда не щадил и не уважал.

Несколько озадачила меня смерть Хитклифа. Он мог бы жить еще очень долго, изводя Кэти (дочь Кэтрин) и Гэртона (сына Хиндли) в угоду своему злому нраву. Почему он умер так быстро и странно? Сначала мне даже показалось, будто к концу романа мисс Эмилия слишком устала, что завершить его более масштабно. Ведь почти до самых последних страниц ничто не предвещало хеппи-энда. Но, поразмыслив, я решила, что Хитклифа забрала Кэтрин, потому что она, как мать, решила, что дочь будет счастлива с Гэртоном. Конечно, Кэтрин могла бы прийти за Хитклифом и раньше, избавив Кэти от многих страданий, но, почем знать, может, с того берега Стикса наши земные муки выглядят иначе и обретают смысл? Кэти должна была дойти до понимания многих вещей своим умом, наделать собственных ошибок в самом начале жизни, чтобы потом стараться их не повторить. С такой дурной наследственностью по материнской линии, девочка никак не могла обладать ни кротким нравом, ни терпением. Пока она жила в холе и неге, окруженная заботой и любовью близких, дурные стороны ее характера не обозначались так явно. Но стоило появиться желаниям, которые шли вразрез с волей отца, Кэти показала себя в другом свете. Даже безграничная любовь к отцу и страх огорчить его не удержали Кэти от опрометчивых поступков, изменивших ее жизнь.

Любила ли Кэтрин Хитклифа? Вопрос, который мучает меня до сих пор. Мне все же кажется, что нет. Она говорила Нелли, что Хитклиф больше она, чем она сама: «...наше «я» существует — или должно существовать — не только в нас самих, но и где-то вовне. Что проку было бы создавать меня, если бы я вся целиком была только здесь? Моими большими горестями были горести Хитклифа: я их все наблюдала, все переживала с самого начала! Моя большая дума в жизни — он и он. Если все прочее сгинет, а он останется — я еще не исчезну из бытия; если же все прочее останется, но не станет его, вселенная для меня обратится в нечто огромное и чужое, и я уже не буду больше ее частью. Моя любовь к Линтону, как листва в лесу: знаю, время изменит ее, как меняет зима деревья. Любовь моя к Хитклифу похожа на извечные каменные пласты в недрах земли. Она — источник, не дающий явного наслаждения, однако же необходимый.» Но Кэтрин вышла замуж за другого без явного принуждения и острой нужды. Она эгоистично хотела сохранить для себя и Эдгара, и Хитклифа. Кэтрин так и не повзрослела, оставшись все той же капризной девочкой. Не получив желаемого, она не смогла оправиться от удара. Судя по всему, Кэтрин “вошла в ум”, уже покинув этот мир. Поэтому она вернулась за Хитклифом в тот момент, когда Кэти получила свой урок, и у нее появилось искреннее чувство к Гэртону.

Мой любимый персонаж – Нелли Дин. Смышленая, бойкая на язык, смелая, искренне верующая – и потому умеющая смиряться перед судьбой, искренне любящая – и потому справедливая по отношению к тем, кого любит. Нелли проносит свою душу незапятнанной и рассудок в целости через множество передряг, способных сломить и более сильный характер. Но она выстояла, сохранив и веру, и жизнелюбие. Как никто другой в романе, Нелли заслужила такой хеппи-энд.

Портрет Эмили Бронте,
написанный ее братом Бренуэллом

Титульный лист первого издания

Мне было жаль расставаться с героями «Грозового перевала». И трудно начать читать другую книгу. Конечно, это пройдет. Но перепитии романа и образы его персонажей, несомненно, останутся со мной надолго. Я не могу рекомендовать прочесть «Грозовой перевал» всем, несмотря на ярлык «классика: must-read». Но я советую попробовать. И если вам повезет, мисс Эмилия усадит вас в то же кресло и покажет ту же картину, что показала мне. Кстати, меня вы обязательно вспомните, когда попадете в общую комнату на Грозовом Перевале и познакомитесь с легавой псиной темно-рыжей масти.

Развалины фермы, которая якобы стала источником вдохновения для мисс Эмили

Приятного чтения!

Искренне ваша,
unonia.


Обсуждаем статью здесь




12

Publicēts: вторник, 12 февраля 2013
Skatīts 5600





© Aizliegts izmantot materiālus bez administrācijas rakstiskas atļaujas



Рига, Латвия
Ceturtd., 21/11
diena

nedaudz mākoņains

/images/weather/d_1_10_0_0.jpg
1°..3°

Vējš D, 4-6 m/s
Atm. spiediens 738..740 mm
Ceturtd., 21/11
vakars

mākoņains

/images/weather/n_2_10_0_0.jpg
-1°..1°

Vējš DR, 3-5 m/s
Atm. spiediens 738..740 mm
Piektd., 22/11
nakts

mākoņains

/images/weather/n_2_10_0_0.jpg
-1°..1°

Vējš D, 3-5 m/s
Atm. spiediens 739..741 mm
Piektd., 22/11
rīts

apmācies

/images/weather/d_3_10_0_0.jpg
-1°..1°

Vējš D, 4-6 m/s
Atm. spiediens 741..743 mm

Piedavāts Gismeteo.Ru

Tagad portalā 1 viesu un 1 lietotāju.
Ja Jums ir vispārīgi jautājumi, lietišķi piedāvājumi vai ieteikumi, uzrakstiet mums vēstuli
© KKM Klubs 2006 — 2022