Sākumlapa  |  Forums  |  Raksti  |  Blogi  |  Galerijas  |  Zīdīšanas konsultanti  |  Nodarbību saraksts
по-русски   latviski

FotoGalerija

Nodarbības



FotoGalerija

FotoGalerija

Radošā darbnīca

Pērk un pārdod




unonia


Говорят, Марина Цветаева неоднократно перечитывала роман "Кристин, дочь Лавранса" и высказывалась так: "Это лучшее, что написано о женской доле. Перед ней Анна Каренина - эпизод. Я там все узнаю!"
Сигрид Унсет, автор трилогии (1920-1922) о судьбе Кристин, получила за свой труд Нобелевскую премию (1928). С пояснением: "за совершенное описание норвежского средневековья". Но не отзывы любимого поэта и не признание шведских академиков не давали мне оторваться от романа. На его страницах бьется живое человеческое сердце, обнажая перед читателем все свои скорби и чаяния. Жизнь Кристин описана в мельчайших подробностях. Метания ее души, противоречивой, любящей, стремящейся к свету и в то же время очень земной и женской, нелегкий быт, люди, природа и исторические реалии Норвегии 14-го века составляют длиннющее описание в трех томах. Но ни разу не подумалось мне, будто повествование затянуто, а многие эпизоды стоило вообще выпустить. И когда третий том закончился, я пожалела, что прочла книгу так быстро. Захотелось поразмышлять о судьбе главной героини. И не только о ней. Имхо, хорошие книги всегда учат нас жизни, иногда прямо, но чаще исподволь показывая, что у человека во всякое время есть выбор, как поступить, и каждый выбор влечет за собой последствия и ответственность, и существуют вечные ценности и ориентиры в этом мире.

Поскольку книга объемная, я решила поделить рассказ о ней на несколько частей.

Семья

В средневековой Норвегии происхождение значило немало. Еще большее внимание оказывалось имущественным правам, получаемым по наследству. Родители, подыскивая невесту или жениха для своего чада, в первую очередь, думали о том, что получат дети в качестве наследства. Договор об обручении скреплялся рукобитием в присутствии свидетелей. И причины для расторжения такого договора должны были быть очень серьезными. Лавранс, отец Кристин, женился на Рагнфрид совсем молодым. В этом браке родились шестеро детей, три мальчика и три девочки. Все сыновья умерли в раннем детстве, не прожив и двух лет. Одна из сестер стала калекой в результате несчастного случая и ушла в мир иной подростком. Лишь Кристин и Рамборг выросли и обзавелись потомством. Рагнфрид до конца жизни горевала о потерянных детях. Но не только это угнетало ее. Рагнфрид очень любила мужа, но не смогла получить в ответ таких же сильных чувств, которые испытывала сама. Лавранс уважал и почитал свою жену, воздавая ей все почести как хозяйке и матери семейства. Но Рагнфрид нуждалась и в других знаках внимания, которые муж не мог ей оказывать. Лавранс был сильным, порядочным и весьма уважаемым человеком, к его мнению всегда прислушивались. Кроме того, он был очень религиозен. Христианство уже давно вошло в жизнь норвежцев, хотя и прежние верования не были до конца изжиты. В доме Лавранса и Рагнфрид неуклонно соблюдаются посты и отмечаются церковные праздники. Но Рагнфрид строга и серьезна, улыбка редко появляется на ее лице. Камнем на сердце лежит давняя тайна, посты и молитвы не приносят умиротворения и радости, праведная жизнь не привела к счастью. А что Лавранс? Про него говорили, что он прирожденный вождь. Но жизнь прошла в большом поместье, в крестьянских заботах. Лавранс был любящим отцом, души не чаял в своих детях. Однако, Кристин, на будущее которой отец возлагал столько надежд, принесла в семью немало горя. Как так вышло, что девушка из порядочной семьи, воспитанная в любви и строгости, обрученная с достойным юношей и отправленная на год перед свадьбой в монастырь, столь легко забыла все наставления и очертя голову кинулась в водоворот преступной любовной страсти?

Женские дела

Совместный сон с детьми в первые годы их жизни, длительное грудное вскармливание, ношение грудничков в платках, траволечение ... нет, я не про концепцию естественного родительства рассказываю, а про традиции средневековой Норвегии. Правда, беременность там считалась болезнью, от которой часто умирали как роженицы, так и новорожденные. Женщины рожали в отдельной горнице прямо на полу, устланном соломой. Присутствовали при этом опытные родственницы и служанки, не возбранялось захаживать и мужьям, и родичам, и соседям. Первые роды Кристин были очень трудными и долгими, причем народу вокруг нее толпилось столько, что это приносило только дополнительные мучения. Спертый воздух, мокрая от пота сорочка, боль и страх перед неотвратимым и неизвестным, опасения за ребенка... словом, первые роды Кристин трудно назвать естественными в современном понимании этого слова, хотя, по сути, все происходило самым, что ни на есть, естественным образом. После родов женщину укладывали в красивой одежде на самом лучшем постельном белье, вокруг хлопотали служанки и няньки, которые мыли и пеленали младенца, а счастливая молодая мать отдыхала, кормила грудью свое дитя и принимала поздравления. Это продолжалось до тех пор, пока женщина не чувствовала себя достаточно окрепшей, чтобы вернуться к своим домашним обязанностям. Кристин родила восьмерых сыновей. Только один из них, последний, умер в младенчестве. По тем временам, неслыханное везение. Кристин обожала своих детей, жила в постоянной тревоге за их будущее, что порой приводило к гиперопеке и конфликтам. Ей нелегко давалось взросление красавцев-сыновей, сложно было Кристин отпускать их от себя в большой мир, понять, что дальше они будут сами решать свою судьбу и бороться за место под солнцем.

Любовь

Женщины в Норвегии вовсе не были бесправными и забитыми существами. Женская честь ценилась высоко. Потерять целомудрие до брака означало навлечь позор на свою семью. Кристин не только забыла о девичьей чести, но пошла наперекор отцу, который категорически не одобрил ее выбор. И то сказать, кто бы с охотой отдал дочь непутевому отпрыску знатного рода, который прижил детей от замужней женщины, был отлучен от церкви, остался без поддержки родных и пустил по ветру большую часть полученного наследства? У Эрленда было только одно преимущество - он страстно любил Кристин и не мыслил жизни без нее. В конце концов, Лавранс отступил и устроил молодым пышную свадьбу. Знал бы он, что дочь не только потеряла невинность, но и носит под сердцем своего первенца... Однако, и сама Кристин не нашла в возлюбленном супруге человека, на которого она могла бы опереться, с кем рука об руку можно пройти сквозь все жизненные бури и невзгоды. Эрленд не только оказался плохим хозяином, но и навсегда лишил сыновей возможности занять приличное положение в обществе, вступив в ряды заговорщиков и провалив порученное ему дело самым дурацким образом. Тем не менее, Кристин любила мужа. Хотя их отношения всегда напоминали скорее противоборство сильных натур, чем супружеское согласие, она никогда не сожалела о своем выборе. Ее терзал стыд за причиненное родителям горе, за грех прелюбодеяния, за утраченное уважение. Она часто корила мужа за его проступки. Неосторожные слова не единожды срывались с ее губ, что в итоге привело Эрленда к безвременной смерти. Не знаю, осознала ли Кристин, до какой степени ее неумение искренне прощать разрушало ее семейную жизнь? Судя по тому, что она закончила свои дни в монастыре, наверное, осознала. Жизнь состоит из маленьких ежедневных шажков и поступков. Свернув не туда, можно вернуться, но уже другим человеком. Всегда ли "страданиями душа совершенствуется"? Хотя ... нет, не могла Кристин стать другой, имея таких родителей, хотя и взялась жить своим умом, а все равно тащила в свою семью лучезарный образ отца. И был с ней рядом другой человек, как раз на отца Кристин похожий, но от него она наотрез отказалась ради любви. Эх, прав был классик: "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколь-нибудь развязанное, какая у Балтазара Балтазаровича, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича ..."

Природа

В романе чрезвычайно много описаний природы. Я бы даже сказала, что природа здесь является не декорацией для действующих лиц, а полноправным участником происходящего. Она не отражает настроение персонажей (помните знаменитый дуб в "Войне и мире" Толстого?), а играет свою роль. Скорее, даже наоборот, это природа диктует свои условия и вынуждает людей действовать. Конечно, в 14-м веке люди были чрезвычайно зависимы от погодных условий. Вся жизнь имения проходила в непрерывных трудах и заботах об урожае, домашних животных, строениях, одежде, утвари и прочем. На мой взгляд, нужно быть недюжинным человеком, чтобы находить в себе силы среди этой ежечасной борьбы за существование отрывать взгляд от земли и любоваться окружающим миром. А мир величественно прекрасен: "... насколько мог охватить глаз, простирались горы, ощетинившиеся густыми лесами; главная долина казалась небольшим углублением между горными громадами, а боковые – совсем маленькими ямками; их было множество, и все-таки было мало долин и много гор. Повсюду над ковром леса вздымались серые вершины, опаленные желтым огнем лишайников, а далеко, на краю неба, стояли синие горы с белыми крапинами снега, едва отличимые на глаз от серо-голубых и ярко-белых летних облаков. А совсем рядом, тут же, за лесом, на северо-востоке, теснились синеватые каменные холмы с целыми сугробами свежевыпавшего снега по обрывам."

Размышлизмы

Возможно, потому, что я сама своевольна и упряма и умею настоять на своем, порой в ущерб себе же, судьба Кристин задела меня за живое. Как бы со стороны я увидела последствия незначительных, на первый взгляд, поступков и решений. Не то, чтобы я раньше об этом не думала, но именно сейчас выдуманный характер литературной героини вдруг заставил задуматься о собственных мотивах. Кристин описана автором так живо, что все, с ней происходящее, поневоле принимаешь близко к сердцу.
Поначалу мне казалось, будто эта "норвежская сага" с труднопроизносимыми именами героев и обилием бытовых и генеалогических подробностей - не более, чем легкое чтиво. Но потом Кристин, Лавранс, Эрленд, Симон и все остальные незаметно вошли в мою жизнь. Знаете, пожалуй, теперь я соглашусь с Мариной Ивановной. Это замечательная книга. Рекомендую.


Обсуждаем статью здесь




25

Publicēts: вторник, 25 марта 2014
Skatīts 5030





© Aizliegts izmantot materiālus bez administrācijas rakstiskas atļaujas



Рига, Латвия
Sestd., 21/12
vakars

apmācies

/images/weather/n_3_10_0_0.jpg
3°..5°

Vējš D, 5-7 m/s
Atm. spiediens 751..753 mm
Svētd., 22/12
nakts

apmācies

/images/weather/n_3_10_0_0.jpg
2°..4°

Vējš D, 4-6 m/s
Atm. spiediens 749..751 mm
Svētd., 22/12
rīts

apmācies

/images/weather/d_3_10_0_0.jpg
3°..5°

Vējš D, 5-7 m/s
Atm. spiediens 745..747 mm
Svētd., 22/12
diena

apmācies

/images/weather/d_3_10_0_0.jpg
3°..5°

Vējš D, 4-6 m/s
Atm. spiediens 743..745 mm

Piedavāts Gismeteo.Ru

Tagad portalā 1 viesu un 0 lietotāju.
Ja Jums ir vispārīgi jautājumi, lietišķi piedāvājumi vai ieteikumi, uzrakstiet mums vēstuli
© KKM Klubs 2006 — 2022