Sākumlapa  |  Forums  |  Raksti  |  Blogi  |  Galerijas  |  Zīdīšanas konsultanti  |  Nodarbību saraksts
по-русски   latviski

FotoGalerija

Nodarbības

Radošā darbnīca

Pērk un pārdod

Sonia, Ольга Бергере

Как Никита ходил по Карпатам

За окном апрель, и мы готовимся к новому туристическому сезону. При этом вспоминаем добрым словом прошлый. Мне, трехлетнему туристу Никите, он запомнился горным походом в Карпаты в июне 2012 года. Вы можете мне не верить, но я покорил самую высокую вершину Украины – гору Говерла высотой 2061 метр: поднялся на нее и затем спустился с самостоятельно. Впрочем, обо всем по порядку.

Басметик в автобусе

Тем, кто не знает, сообщу, что в горные походы я начал ходить в девятимесячном возрасте. Тогда, в мае 2010-го, мы всей семьей вместе с друзьями семьи были в итальянских Альпах. Об этом путешествии я подробно уже рассказывал в отчете «Никитин поход в Альпы». Год спустя я с родителями и со своей сестренкой Полиной отправился в поход по горам Грузии, о чем также рассказано в статье «По Грузии с детьми и с рюкзаками». А прошлым летом мы решили побродить по украинским Карпатам.

Путешествие началось с Рижского автовокзала, где мы загрузились в рейсовый автобус. Дорога до Ивано-Франковска через Польшу заняла около 18 часов. В автобусе я сразу начал устанавливать контакт с пассажирами. Они на контакт со мной шли весьма охотно и очень радовались, когда узнали, что меня зовут Басметик – так я всем представился. В том числе и польскому пограничнику, который проверял у меня паспорт. Глянув на мою фотографию, он решил уточнить:

- Пан Никита?
- Я не Никита, а Басметик! - ответил я.

Пограничник растерялся и отдал мне документ. И больше ни о чем не спрашивал. Зато я задавать вопросы не стеснялся и задавал их кому угодно, курсируя туда-сюда по салону автобуса. Хотя проводница все время говорила, что ходить во время движения нельзя. Но как же усидеть на одном месте столько времени?! Посмотрел бы я на нее, если бы ей было столько лет, сколько и мне, небось, не говорила бы тогда таких глупостей. А вообще, она хорошая. Когда на одной из остановок купила мороженное и потом начала его есть в автобусе, я не смог удержаться и по-свойски, подойдя к ней, попросил:

- Дай, пожалуйста, кусить...

Проводница не отказала, да еще и печенькой меня угостила. В общем, к концу пути меня знал весь автобус. Так что было немного грустно со всеми расставаться. Но нас ждали горы!

Река и корова

На Ивано-Франковском автовокзале мы сели в автобус и доехали на нем до села Пасечна, откуда начинался наш маршрут. Правда, был уже вечер, и мы, пройдя лишь несколько километров, разбили первый свой лагерь на окраине села, возле быстрой неширокой реки.

Да, я же совсем забыл рассказать с кем я ходил в Карпаты. Это, конечно же, мои мама и папа, сестра Полина, которой летом исполнилось уже 9 лет, папина двоюродная сестра Валя и ее 12-летний сын Леша. Как видите, детей и взрослых в этот раз было поровну. Все несли рюкзаки, а папа, по традиции, нес меня. Тоже в специальном рюкзаке за спиной. Правда, в этом году я довольно часто давал ему отдохнуть, так как просился идти ножками. Ведь мне на момент похода было уже два года и почти 10 месяцев.

Первая стоянка запомнилась мне именно рекой: на ее берегу было так много камушков разного размера и их так интересно было бросать в воду, что от этого занятия меня никто не мог оторвать, хотя все всё время пытались это делать.

Взрослым почему-то казалось, что я улечу в воду вместе с очередным брошенным мною камнем. Не понимаю, зачем мне туда лететь? Ведь мне просто нравится смотреть, как, поднимая брызги, плюхаются в речку камни.

А еще в тот вечер я видел живую корову, которая бродила вокруг наших палаток и водила за собой угрюмого пастуха. А еще был костер и вкусный ужин. И шикарный вид вокруг! Я радовался тому, что снова в походе, особо не огорчал родителей своим поведением (постоянное убегание к реке не в счет) и с удовольствием включался в игры, придумываемые Полиной и Лешей. Кстати, Леша, в отличие от меня и Полины, был в горном походе первый раз. Но показал себя молодцом - не ныл и не раскисал, а шел наравне со всеми, таща за плечами свой восьмикилограммовый рюкзак. За сестричку же я был спокоен, она как всегда оказалась на высоте. Впрочем, мы все на ней оказались в прямом смысле слова уже на следующий день.

Манява, колымага и водопад

Наш путь лежал через горы в село со смешным названием Манява. Погода стояла отличная: светило солнышко и было очень тепло. Даже жарковато иногда было. Поэтому все обрадовались, когда дошли до Бухтивецкого водопада, где ощущалась влажная прохлада. Но до Манявы было еще далеко, а тут еще и тропа пошла резко вверх. Мы двигались не особо спеша, делая привалы через каждые сорок минут. Я во время таких остановок находил себе самые интересные места для отдыха и в них отдыхал. К счастью, подъем скоро кончился и начался длинный спуск к населенному пункту. По пути я отрабатывал восхождения на горные вершины: карабкался по крутой насыпи, высившейся с одной стороны дороги. Получалось у меня неплохо, поэтому я слабо реагировал на просьбы родителей вернуться и продолжать движение.

Иногда меня приходилось буквально отрывать от этой насыпи. Как бы там ни было, к вечеру мы все-таки пришли к Манявскому скиту.

Это такой православный маленький городок с несколькими церквями и другими интересными строениями. В одну из церквей мы с папой заглянули – очень красиво!

Скит скитом, но пора уже было и искать место для ночевки. До Манявского водопада, куда мы намеревались в этот день дойти, оказалось еще довольно далеко – село Манява, расположившееся в долине между гор, такое длинное, наверное, километров десять, не меньше. А мы были в одном конце села, а водопад совсем с другой стороны. Уже думали разбивать лагерь прямо в поселке на берегу одноименной речки, но вопрос с попаданием к водопаду вдруг решился неожиданным и самым экстравагантным образом – нас согласился подбросить один местный дядька на своем автобусе. Правда, колымага, на которой он подъехал за нами, совсем не была похожа на автобус, а, скорее, напоминала обшарпанную коробочку на колесиках. Папа сказал, что этому транспорту не меньше сорока лет. Судя по тому, как мы ехали, подпрыгивая на многочисленных колдобинах, так оно и есть. Однако, до места назначения добрались исправно.

К этому времени уже начало темнеть, и мы, лишь мельком взглянув в сумерках на знаменитый 20-метровый водопад, поднялись по крутому склону к верхней его точке и поставили неподалеку палатки на уютной полянке. Развели костер, поужинали и легли спать. А утром уже обследовали местность как следует, вдоволь полюбовались льющейся с высоты водой, нафотографировались и даже искупались в реке рядом с водопадом.

Правда, меня взрослые все время держали, что называется, на коротком поводке, чтобы я не приближался к обрыву, с которого падает вода. Но я на них не обиделся – все-таки они отвечают пока за мою безопасность.

От Чортки до Яблуньки

День был отличный, и надо было идти вперед – взбираться на хребет Чортка, по которому пролегала часть нашего маршрута. Взяв карту и надев папину шляпу, я быстро определил направление, в котором следует двигаться, и мы отправились в путь.

Сначала дорога была хорошая и шла по ровной местности.

Ничто не предвещало трудностей, лишь моя двоюродная тетя Валя однажды оступилась при переправе через небольшой ручей и чуть не упала в воду. Но вот лесная тропа стала круто забираться вверх, превратившись к тому же в сплошное грязевое месиво.

Идти по ней было просто невозможно, но мои спутники неустанно топали вперед. А я ехал на папе. Подъем оказался довольно долгим и утомительным. Впрочем, мы время от времени делали привалы, во время которых мне даже иногда удавалось позагорать.

В конце концов, восхождение на хребет было нами совершено. Тропинка стала сухой и вилась по вполне пологой местности, а потом мы начали спускаться вниз.

Природа вокруг все время радовала нас чем-то удивительным: то видами с высоты на раскинувшиеся в долинах села, то тянущимися за горизонт нескончаемыми горными вершинами, то огромных размеров елями – такими красивыми, что мама захотела одну из них забрать домой, чтобы украсить на Новый год. Но это, конечно, была шутка. А один раз на нашем пути попалась затерявшаяся в горах часовенка. Конечно же, мы в нее заглянули.

Третья ночевка у нас случилась опять на берегу реки – воды в Карпатах очень много. Правда, ровную площадку для палаток пришлось поискать. Но мы справились. А наутро продолжили путь, который подарил нам несколько встреч с интересными животными: черно-желтыми саламандрами и разного цвета слизнями – огромными улитками без панцирей.

Дорога все время шла вдоль речки, так что попадались по пути и небольшие водопадики.

Я много топал ножками и даже бегал наперегонки с Полиной и Лешей. А еще разучил несколько стихотворений, которые с удовольствием и на радость всем потом громко декламировал. Особенно мне понравилась считалка про «Аты-баты». Взрослым участникам нашего похода она, похоже, тоже больше всего нравилась в моем исполнении.

Так мы и шагали под «Аты-баты», пока не вышли к поселку с названием Яблунька и не попали там под проливной дождь. Дождевики не спасли от льющегося с неба настоящего водопада, и мы промокли до нитки. Поскольку время было уже вечернее, а в планах на следующий день у нас значилось прибытие к самой высокой горе украинских Карпат – Говерле – взрослые приняли решение заселиться в располагавшуюся неподалеку сельскую гостиницу «Быстрица» и хорошенько просушиться. Я это решение принял благосклонно, поскольку ночевка в гостинице – это тоже интересно, хоть и не так, как в палатке.

Говерла далась не сразу

И вот новое утро – мы направляемся к Говерле. Путь неблизкий. Конечная точка нашего сегодняшнего маршрута – турбаза «Заросляк», расположенная у самого подножия знаменитой горы. Чтобы туда попасть, нужно пройти специальную регистрацию. На кордоне нас попросили показать паспорта и всех переписали. И меня тоже. И сказали, что через три дня мы должны в точно таком же составе вернуться обратно. И даже провели с нами инструктаж по безопасности – егерь рассказал, по какому из двух самых распространенных маршрутов лучше совершать восхождение на Говерлу в это время года и как не заблудиться наверху в тумане. Он как в воду глядел: когда спустя некоторое время мы взобрались на самую высокую точку Украины, там все было как в молоке. Но до этого еще было, как я уже сказал, некоторое время. Говерла далась нам не сразу.

Разбив лагерь вечером рядом с туристической базой, мы немного обследовали окрестности и несколько огорчились тем обстоятельством, что вокруг практически не было дров для костра. Пришлось нам с папой «добывать» их в местной кочегарке – заведовавший этим объектом мужичок охотно поделился с нами несколькими полешками, уместившимися в два больших мешка, взяв за это немного гривен. Дело, видимо, для него привычное – туда торили дорожку и другие припозднившиеся туристы. Справедливости ради доложу, что две другие ночи наши палатки стояли уже поодаль от базы – ближе к Говерле, и дрова мы добывали там привычным способом: собирая сухостой в лесу. Правда, было его там катастрофически мало.

Утром следующего дня случилась плохая погода: было облачно и накрапывал мелкий дождик, поэтому на Говерлу идти не было смысла: гора стояла вся окутанная черными тучами. Но и сидеть на месте смысла тоже не было, поэтому мы пошли к озеру под названием Несамовите.

До него надо было идти семь километров. Весь путь очень красивые места: горы то открытые, то покрытые лесом, много живописных ручьев, стекающих с вершин, через которые мы перебирались часто вброд, по камушкам.

До самого озера, к сожалению, чуть-чуть не дошли – так получилось, что из-за погоды пришлось возвращаться в лагерь. Но ничего – там тоже было для детей много интересного: возле турбазы до самого позднего вечера работали торговые лавки, где можно было купить мороженное и разные другие вкусняшки. Главное – уломать родителей. У нас это, мне кажется, получалось.

А вечером было классно тусоваться на поляне у костра. Полина с Лешей придумывали разные игры и меня брали в них участвовать. Хотя я и сам находил себе занятия. Например, брал длинную палку и, представляя, что это у меня такой меч, сражался с «неприятелями». В качестве «неприятелей» иногда у меня получались сестренка и троюродный братик. Но все обходилось без жертв.

Отдельная тема - ужин, приготовленный на костре!

Это, скажу я вам, такая вкуснятина. И вообще, в походе у меня был отличный аппетит, я мог запросто сгрызть всухомятку внушительный кусок свежего белого хлеба.

Это значит, что сил у меня было много, и они мне очень пригодились, когда, наконец, мы стали подниматься на Говерлу.

Восхождение и награждение

Произошло это на следующий день после нашей вылазки в сторону озера. Небо прояснилось, и мы, взяв с собой лишь самое необходимое, покинули лагерь и начали восхождение.

Где-то около получаса я сидел в переноске у папы за спиной, но потом мне это надоело. Попросившись пройтись ножками, я даже не подозревал, что весь дальнейший путь на вершину преодолею сам. Не подозревали этого и все остальные. Но случилось именно так!

Причем, самый сложный участок подъема, когда каменистая тропа шла вверх почти вертикально, мне показался самым интересным. Я лез на гору, как настоящий альпинист – мама с папой едва поспевали за мной, чтобы подстраховать, если вдруг я оступлюсь. Но я не оступился! И поднялся на самую высокую украинскую горку сам, чему было немало свидетелей – совершенно незнакомых людей, спускавшихся с горы и поднимавшихся в этот день на Говерлу. Они не скрывали своего удивления и восхищения моим поступком.

И вот вершина! Три часа подъема. На макушке горы – туман такой, что через пять метров уже не видно человека.

Здесь, чтобы я не потерялся, папа меня снова усадил в переноску.

Потом был привал у установленного на самой верхней точке Говерлы обелиска, фотографирование на память и спуск вниз.

Нам очень повезло - как только начали спускаться, рассеялся туман и нашим взорам открылась такая картина, что прямо «Ах!»

Я не могу ее описать – поднимитесь на Говерлу и сами все увидите. Мы увидели и восхитились. Ну а спуск для меня показался вообще плевым делом: по тому крутому каменистому участку я вообще, в основном, скользил на попе вниз.

Так что папе с мамой приходилось передвигаться рядом со мной почти бегом. Но они молодцы – выдержали!

Вообще, в этом восхождении все были молодцы: Валя, Полина, Леша. Ведь они поднимались на такую высокую гору, так же как и я, впервые. И сделали все это более чем достойно: никто не ныл, не плакал и не жаловался.

Вечером отдых на нашей поляне был особенным, ужин - самым вкусным, игры - самыми веселыми, разговоры - самыми задушевными. И главное – сейчас открою одну тайну – нас наградила волшебная горная фея! Нас – это детскую половину нашей туристической группы: меня, Полину и Лешу. Когда мы пошли к речке, чтобы набрать воды, вдруг, увидели в траве что-то блестящее. Это были медали! Настоящие, с нашими именами и надписями «За покорение Карпат!». Радости нашей не было предела.

Фея и в предыдущие дни подбрасывала для меня иногда на тропинку конфетки, в награду за то, что я иду своими ножками. Но тут – отливающие золотом медали на красивых ленточках! Мы сразу их надели и побежали показывать родителям, которые тоже очень удивились и обрадовались...

Ночью, когда я спал в нашей палатке, мне снилась Говерла и другие горы, еще более высокие, которые я обязательно еще покорю.

К новым вершинам!

На следующий день мы выдвинулись в сторону кордона, надо было пройти около 12 километров, чтобы выйти к большой дороге. Солнце пекло довольно сильно, но мы проделали этот путь без проблем. Ну а потом у нас было три дня отдыха в курортном карпатском городке Яремча, где мы поселились в небольшом двухэтажном домике, стоящем прямо на высоком и крутом берегу реки. Отдохнули хорошо, вернулись в Ивано-Франковск и поехали на том же рейсовом автобусе в Ригу.

Так закончилось наше очередное путешествие. Но очень скоро будет новое, о котором я вам обязательно расскажу!