Sākumlapa  |  Forums  |  Raksti  |  Blogi  |  Galerijas  |  Zīdīšanas konsultanti  |  Nodarbību saraksts
по-русски   latviski

FotoGalerija

Nodarbības

Radošā darbnīca

Pērk un pārdod

mashusik

Как мы в Татры ходили

Никогда бы не подумали, что будем отдыхать в Польше всей семьей. Польша для нас всегда была страной транзитной, отделяющей нас от остальной Европы, страной, которую хотелось всегда проскочить поскорее и дороги которой и вечный ремонт удлиняют время путешествия на машине. Но одна наша поездка сорвалась, и надо было срочно что-то придумать. А ведь я давно лелеяла мечту поехать, наконец, в горы с ребенком. Итак, мы едем в Татры!

Выехали мы в 7 утра субботы и, уже подъезжая к литовско-польской границе, я вспомнила, что оставила почти все наличные деньги дома (хорошо, что не документы, как в прошлый раз). Но ведь жизнь – это приключение. И мы уже достигли point of no return и по русской традиции понадеялись на авось. Совершенно случайно с нами оказалась карточка, хотя и с очень небольшой суммой. И еще небольшую сумму в 25 евро нам позже смогли одолжить друзья, с которыми мы пересеклись, и эта сумма нас спасла. Возвратились мы с ...5 евро в кармане. С дорогой туда нам повезло и в 23 часа субботы мы были на месте – в Закопане. Не в пример обратной дороге, когда от Закопане до Кракова 100 км мы ехали почти 5 часов. Хотя это нас не заставило не заглянуть в любимый Ikea.

Погода нас тоже не разочаровала - мы знали, на что идем. Да и какая разница – лиговский дождь в Латвии или в польских горах.

Немного о Закопане. Закопане – самый популярный, старейший горнолыжный курорт Польши и наиболее высоко расположенный над уровнем моря (730-1000 м) населенный пункт, находящийся в долине Татр. Город был кандидатом на проведение зимних олимпийских игр 2006 года. В летнее же время – это отправной пункт для многочисленных маршрутов разной сложности по Национальному парку Татр, которые и были целью нашего путешествия.

В Закопане подпадаешь под очарование местной горской архитектуры – деревянные избы и церквушки, постоялые дворы, пансионаты и всего лишь несколько невысоких каменных зданий.

В основном, жители Закопане живут за счет предоставления комнат, домиков под съем и аренды горнолыжного оборудования. Мы только не могли взять в толк, где же размещаются автомобили горнолыжников зимой. Узкие улочки, парковки небольшие.. Возможно, это мы как-нибудь для себя откроем в зимний сезон! Ведь уже второй сезон дочка катается на горных лыжах в Латвии.

Обосновались мы с комфортом в деревянном «сельском» домике в кемпинге у самого подножья гор с необыкновенным видом из окон. Как здорово, что путешествуя, почти всегда можно найти очаровательные кемпинги по очень приемлемой цене, не сравнимой с гостиничными в этих же местах. И, что было немаловажно в условиях нашего бюджета, мы сэкономили на парковке, ведь многие маршруты по Национальному парку (входная плата около 1 евро, детям до 4 лет - бесплатно) начинаются именно отсюда.

На территории Национального парка рельеф местности таков, что, при желании, можно найти трассу, которую способен пройти даже ребёнок. И в тоже время, любители трудностей также не будут разочарованы: и для них найдётся немало вершин, восхождение на которые требует достаточного опыта и выносливости. Горные маршруты, проложенные более ста лет назад, очень удобно маркированы специальными знаками различных цветов, которые сопровождают путешественников по ходу движения, не позволяя заблудиться. Расположены они так, что можно легко переходить с маршрута на маршрут. На пересечениях маршрутов поставлены указатели направлений с указанием времени, которое требуется, чтобы достичь определенного места. Дороги зачастую выложены каменными плитами, так что слякоть от дождей (как в нашем случае) или таяния снегов не страшна.

Походить по горным тропам из-за погоды нам удалось всего лишь 5 дней. Свои маршруты мы планировали в основном вдоль горных речек, пролегающих в долинах и берущих начало на вершинах, куда мы шли. Дороги были очень живописны, по пути мы наблюдали множество порогов, водопадов, заводей, и журчание ручейков сопровождало нас почти весь путь до вершины. Впрочем, в Татрах обилие рек и речушек.

Это были первые походы с ребенком в горы (если не считать поездку на Монсеррат в Дашины полгода). И мы экспериментировали. Например, сначала полтора часа Даша шла сама, полтора часа папа героически нес ее «на горгошах». К концу маршрутов смены были более частые, тем более, что по пути назад обычно хотелось скорее добраться, потому что либо моросил дождь, либо мы были уже слегка промерзшие и слегка уставшие, либо мы хотели посмотреть чемпионат по футболу по местному телевидению. Однако, к концу путешествия нас удивил наш собственный ребенок.

Первый день был разведывательном – прошлись по ближайшей пешеходной тропе, посмотрели город, горнолыжные трассы и горных овечек, при виде которых вспоминалась музыка из Shaun the sheep.

На второй день мы запланировали маршрут длительностью в 6 часов. Почти перед самой вершиной (1300м) нас ждала избушка-харчевня с почтовым пунктом. Но в этот раз писем для нас не могло быть.

В один из дней, когда, наконец, с утра показалось чистое небо, мы поспешили подняться на высоту 1985 м на вершину Каспровы Верх, полюбоваться окружающим ландшафтом и устроить себе день отдыха, воспользовавшись фуникулером, нижняя станция которого расположена в местечке Кузнице. Пока мы 2 часа ждали фуникулера, за вершину прицепилась тучка, и еще стоя в очереди, мы увидели табло, указывающее температуру – если у подножия было +22, то на вершине -1, а на ветру -8 (обычно разница температур составляет 5-10 градусов). Вот так мы и попали в зиму в середине лета. Полюбоваться красотами и сфотографировать виды из-за облаков нам удалось лишь по пути на вершину. С правой стороны виднеются лыжные подъёмники - это Котёл Горычковый (Kociol Goryczkowy). В некоторых местах фуникулер проходит на высоте 180 метров над землёй (60-этажный дом!).

На самой вершине мы будто попали в парное молоко – все вокруг было белым-бело из-за опустивщихся облаков. Лишь очертания ближайших фигур можно было разглядеть. Мы прошлись к зданию метеорологической обсерватории, расположенной здесь, на хребте, и засели в местном ресторанчике. Отсюда всего полтора часа до одной из самых высоких вершин - Свиницы (Swinica, 2301 м), а затем полтора часа до Долины Пяти Озёр... От Каспрового Верха за два часа дорогой вдоль красивых озёр можно дойти до озера Чёрный Став Гонщеницовы. Всего 2,5 часа отделяет вершину от вершины Гевонта. А можно просто выбрать поход по гребню Татр, без ограничения времени... Стоило бы продолжить путь по одному из маршрутов, но в этот раз к минусовой погоде мы не были готовы – ведь лето все-таки. А вообще тут рай для горнолыжников – замечательные трассы, подъемники, ресторан, маленькая гостиница и магазин горнолыжного снаряжения.

Здесь по гребню проходит государственная граница между Польшей и Словакией. Всё что слева (если стоять спиной к Закопане) - это Польша, всё, что справа впереди - это уже Словакия. Туристические трассы составлены так, что дороги с польской и словацкой стороны нигде не пересекаются. Хотя есть и несколько исключений. Так, одна из дорог в Словакию идёт как раз от Каспрового Верха. Но не стоит думать, что можно вот так просто пройти в другую страну. В конце концов на словацкой территории вас остановит пограничник, и пошлёт обратно (путь до ближайшего словацкого города здесь составляет часа четыре, так что лучше не пытаться до него дойти).

Вместо горной прогулки нам пришлось довольствоваться вечером прогулкой по местной Йомас – ул. Кроповки, где мы отведали традиционного деликатеса - горных копченых сыров – козьего, коровьего, овечьего, готовящегося в особых формах, который поэтому мы сначала приняли за хлебобулочные изделия. «Проше, панове, смачнего!»

Еще один запоминающийся маршрут, о котором стоит рассказать и который не пропускают путешественники ни польских, ни словацких Татр – маршрут к красивейшему горному озеру Морское око (1395м).

Подловив погоду, то есть отсутствие дождя и облаков на вершине, виднеющейся из окна нашего домика, мы рванули на машине (около сорока минут) к нужной стоянке у входа в заповедник. Дальше, наняли лошадей (езда около часа), которые помогли нам сэкономить силы и которые довезли нас почти до самого озера. Виды здесь открываются необыкновенные. На берегу Морского ока стоит гостевой домик («схоронисько»), который выполняет свою функцию уже более ста лет (!) и даже запечатлен на польских юбилейных монетах. Здесь можно остановиться всего за 7 евро с человека, но заказывать места нужно за месяц, а к Новому году – за полгода.

Если же подняться ко второму более высокому озеру, из которого к нижнему озеру низвергается поток бурлящей, белой из-за пены воды, дух просто захватывает! Цвет озер темно-изумрудный, в верхнем озере плавают утки. Мы добрались до второго озера Чарный Став (1583м), перейдя горную речушку вброд.

По дороге встретили оленей, соек, дроздов. На предупредительных знаках было указано, что тут водятся и медведи. У чудесного озера, вознагражденные красотой, устроили привал и обед. На указателе было указано, что еще через 2 часа восхождения мы могли бы достичь самой высокой вершины Польши – Риси (Rysy, 2499м). С ребенком мы не решились. Но это только пока!

Этот день нашего путешествия нас немало удивил – мы открыли небывалую выносливость трехлетнего ребенка! Оказалось, что Даша прошла в тот день в общей сложности по горному маршруту 6 часов пешком самостоятельно (по 1,5-2 часа без перерыва)! Половина из них – подъемы.

В последний день мы выбрали очень красивый прогулочный маршрут по широкой горной долине. Нас пьянило необыкновенное количество разнотравья, густорастущего на обоих берегах речки, вдоль которой простирался наш путь. Радовали глаз заброшенные деревянные постройки (для скота?), которые вполне могли бы служить экспонатами музея под открытым небом. Умиляли прогуливающиеся пожилые пары под зонтиками, любующиеся красотами. На тропах пожилые люди всегда здороваются, молодые – реже.

Отдельно стоит рассказать, как я поддерживала и настраивала Дашу идти пешком. Надеюсь, мой опыт кому-то пригодится и поможет найти нужные слова, чтобы поддержать ребенка в подобном путешествии. Я рассказывала дочке, что папе тяжело ее нести, взывала к сознательности; обещала награду из мороженого, шоколада и халвы. По пути, когда дочка уставала, развлекала, отвлекала сказками о горных и лесных животных. Останавливались, когда она уставала, но это было не часто. Вела за руку часть пути, иногда за обе руки вели вместе с папой. Еще дочка просила «витаминку» - дольку шоколадки – я давала и говорила: «Вот ты съела шоколадку, у тебя прибавились силы и идти будет очень легко». И, конечно, хвалила и переводила все восхищенные слова прохожих.

Честно говоря, мы иногда не успевали за дочкой, когда она с энтузиазмом поднималась к вершине, особенно, если где-то виднелся снег, или вприпрыжку бежала на спусках, изображая Машеньку, убегающую от медведя, который живет в лесу около Моского око.

И еще, когда она видела снег, то, зачарованная и счастливая, готова была идти на край света с любыми испытаниями, чтобы прийти к «хочу туда, где снег».

Поездка в Татры принесла нам две награды – мы напитались Красотой и сделали удивительное открытие, сколько сил в нашей трехлетней на тот момент дочери.