по-русски latviski |
| Riska и цитаты из Les Trois Mousquetaires Рискин ПарижСобственно, путешествие уже давно прошло, и я живу в новом нонстопном приключении, но «карточный долг – святое». Исполнение детской мечты. Идем в гости к Д’Артаньяну и трем Мушкетерам. Место проживания в Париже мы выбирали, исходя из 3 критериев – удобно и комфортно, до Лувра недалеко и от церкви Сан-Сюльпис недалеко. Все это нас привело к апартаментам в районе Люксембургского сада – это, как известно, одно из мест, где парижане тоже бывают (а не только одни туристы) и которое любят. Люксембургский дворец и прекрасный фонтан рядом приказала построить мама Людовика 13-ого - Мария Медичи. Для этого дворца Рубенс рисовал свои прекрасные картины, о которых я писала в «серии про Лувр». Фонтан Медичи ( по поэме Луиса де Гонгора «Полифем и Галатея») - венец сада, хотя могу поспорить, что многие (также как и мы) пойдут сначало искать статую Свободы – чья зеленая сестра стоит в Нью-Йорке. В Париже мы посмотрели аж 3 статуи свободы:
Но речь не об американских друзьях… Ведь когда-то давным-давно на пустыре возле Люксембургского дворца, вероятно, в том самом месте, где сейчас красуется тогда еще не построенный фонтан Медичи, произошла стычка французов и англичан. На этом самом месте, можно сказать, начинается прелюдия к сексу между храбрым гасконцем Д’Артаньяном и Миледи Винтер - в этой стычке Д’Артаньян пощадил лорда Винтера, и тот представил гасконца Миледи… Вот такая завязка интима. А ведь именно после него, после того самого интима с Миледи гасконец убегал от нее в дамском платье прямо к Атосу…
Идем в гости к трем мушкетерам?
Мушкетеры будоражили умы еще Боярским в роли 18-летнего Д’Артаньяна. Нынешнее поколение будет знать его уже как Риналя Мухаметова, фильм вышел в ноябре 2013… А пока для Яны моей Д’Артаньян должен выглядеть, как Логан Лерман. Но как ребенок читающий, она была больше очарована романом, чем «кином». От Люксембургского дворца это совсем недалеко - улица Вожирар приведет нас к Арамису. Он жил во флигеле, то есть в пристройке. Мы не стали мотать часы по улице, понимая, что, скорее всего, «уже все перестроено», и нашли очень симпатичный псевдо-флигель, по-моему, достойный вкуса Арамиса. Так же на улице Вожирар произошло первое знакомство всех четырех друзей - именно здесь была та самая первая дуэль возле монастыря кармелиток Дешо (сегодня это будет улица Вожирар 70-72-74 ). «То самое место» сохранилось до сих пор. - По какому же поводу дерешься ты, Атос? - спросил Арамис.
От улицы Вожирар «вверх» уходят 2 параллельные улочки. Улица Феру, узкая с тенистыми дворами, приводит нас в гости к молчаливому Атосу. Атос жил на улице Феру, в двух шагах от Люксембурга. Он занимал две небольшие комнаты, опрятно убранные, которые ему сдавала хозяйка дома, еще не старая и еще очень красивая… Феру оказалась безумно маленькой и узкой улочкой с одним-единственным двором, зато большим… Конечно, за высокими стенами и густой листвой трудно было разглядеть третий этаж… Но вот она - улица Феру, тенистый дворик - тут на третьем этаже проживал Атос. Действительно, в тот же вечер Д'Артаньян отправился к Атосу и застал его за бутылкой испанского вина - занятие, которому Атос неукоснительно предавался каждый день.
Улочка Феру буквально в 1 минуте ходьбы от улицы Могильщиков, которая ныне называется Сервандони - по имени флорентийца-архитектора, нарисовавшего эскиз фасада церкви Сен-Сюльпис, которая тоже буквально рядышком. Господин Бонасье (а знаете, как Бонасье по-французски? Bonacieux. Жесть… ) сознается Ришелье, что проживает на улице Могильщиков, дом 11, а как известно, гасконец снимал у Бонасье мансарду, то есть чердак, на который вел отдельный вход. Мансарда была не выше второго этажа и вообще не сильно высокая (он же из окна скакал только так) - и воооот мы здесь, напротив дома Д’Артаньяна. Разубедить не может номер 16 на доме (мало ли что менялось за столько лет в нумерации домов), потому что домик, аккуратно примостившийся среди высоких собратьев, имеет и два входа, и окно на мансарде не высоко… Будь я мушкетером лет семнадцати, я бы из него запросто спрыгнула бы. - Но куда же вы, куда же вы, сударь?
Рядом ресторанчик - можно посидеть, полистать книжку и подумать за бокалом бургундского, как оно было…
Но это еще не все. Улица Старой Голубятни - резиденция де Тревиля, того самого капитана мушкетеров, к которому у Д’Артаньяна было письмо и в чью приемную он направился сразу же по приезду в Париж. На площади возле церкви Сен-Сюльпис, откуда начинается улочка, «толпятся» голуби, словно оправдывая вековое название улицы. А рядом магазинчик - умереть не встать - CALLA (Comptoir des Cotonniers ). Я первый раз видела такую марку. Какое качество, расцветки!.. Я не удержалась и померила платье из серии «хочунимогуналетомненужно» - но полнило, зараза, «жрать меньше нужно», - как говорила Плисецкая. На площадке (дома де Тревиля) уже не дрались - там сплетничали о женщинах, а в приемной - о дворе короля. На площадке Д'Артаньян покраснел, в приемной затрепетал. Его живое и смелое воображение, делавшее его в Гаскони опасным для молоденьких горничных, а подчас и для их молодых хозяек, никогда, даже в горячечном бреду, не могло бы нарисовать ему и половины любовных прелестей и даже четверти любовных подвигов, служивших здесь темой разговора и приобретавших особую остроту от тех громких имен и сокровеннейших подробностей, которые при этом перечислялись.
О доме же Портоса мало что известно из книги, кроме того, что жил он на этой же улице Старой Голубятни. Портос занимал большую и на вид роскошную квартиру на улице Старой Голубятни. Каждый раз, проходя с кем-нибудь из приятелей мимо своих окон, у одного из которых всегда стоял Мушкетон в парадной ливрее, Портос поднимал голову и, указывая рукой вверх, говорил: «Вот моя обитель». Но застать его дома никогда не удавалось, никогда и никого он не приглашал подняться с ним наверх, и никто не мог составить себе представление, какие действительные богатства кроются за этой роскошной внешностью.
Мы стояли с Яной напротив фонтана Епископов на площади Сен–Сюльпис и не верили - ее герои и герои моего детства жили вот здесь, по этим улочкам цокали копыта их лошадей, перья их шляп касались земли, когда они кланялись дамам, а в маленьких кабачках подавали их любимые вина! Йоххо - тысяча чертей! Мы в Париже! Нельзя пройти мимо церкви Сен-Сюльпис. Хоть к мушкетерам она отношения не имеет, но здесь начинается действие другой истории - истории от Дена Брауна «Код да Винчи». Церковь очень красивая. Названа она именем Сульпициуса Благочестивого (Набожного), но почему-то мне помнился не святой (вот не знаю я такого), а римский император, правивший после скандально известного Нерона - звали его Сервий Сюльпиций Гальба, и вошел он в историю как первый император «года четырех имераторов Рима»… Вряд ли Гальба хоть какое-то отношение имел к Парижу, но парадокс одинаковости имен освежил впечатления. Итак, Сен –Сюльпис. Церковь «построила» Анна Австрийская.
Кстати, община сульпицианцев приняла деятельное участие в заселении и управлении Новой Францией, а именно Монреаля, о котором будет статья, я надеюсь Ден Браун начал свой роман именно в Сен-Сюльпис – Сайлас (в фильме Пол Беттани) долбает обелиск и убивает монахиню. Церковь Сен-Сюльпис известна во всем мире своим легендарным гномоном, при помощи которого можно определить дату солнцестояния и равноденствия. Сейчас гномон не действует, и осталась только бронзовая (медная) полоска – Линия Розы, разделяющая церковь по оси с севера на юг.
Фрески для церкви рисовал Эжен Делакруа в течение 12 лет.
Святой Михаил побеждает дьявола
А еще в Сен-Сюльпис венчался Виктор Гюго… Фонтан четырех епископов. Специально поискала, как их зовут, и встретила всего одного «знакомого». Итак, Массилон (Massillon), Флечьер (Flechier), Фенелон (Fenelon) и Боссе (Bossuet).
В Нотр-Даме, когда народ собрался на проповедь, и гроб с телом короля стоял для прощания, Массилон начал проповедь с жеста - он показывал собравшимся на вензеля, украшавшие стены - LG ( Louis-le-Grand, Людовик Великий). Указывал последовательно на один, другой, третий, молча указывал, а народ уже был в недоумении - к чему это? Когда епископ заговорит? Массилон поднял палец вверх и произнес: «Только Бог велик», повелитель умер, все - точка… Фонтан создан архитектором Лудовико Висконти.
Теперь наш путь лежал к Пантеону, почтить память «отца» Трех Мушкетеров. В крипте Пантеона рядом с Эмилем Золя и Виктором Гюго покоятся останки Александра Дюма. Французский Пантеон совсем непохож на Римский. Надпись на входе: «Великим людям благодарная отчизна»
В крипте находятся останки Вольтера, Жан-Жака Руссо, военных светил - Жан Ланн (многие победы Наполеона на самом деле победы Ланна, например, под Аустерлицем)… С Наполеоном у Ланна были разные отношения - от великой дружбы до недопониманий и конфликтов, но «…император держал его на руках, когда ему (Ланну) ядром раздробило обе ноги, и во второй и последний раз в своей жизни Наполеон плакал.» Жозеф Луи Лагранж – математик, автор знаменитой теоремы, которую зубрят «не только блондинки».
А также Пьер и Мария Кюри… Вообще, как я понимаю, там много замечательных и выдающихся людей Франции, я просто «всех не знаю» или пропустила «от замыленности глаза». Но крипту Дюма-отца мы нашли, его поместили в Пантеон в 2002 году. (с) История в обработке Дюма была такой, какой её хотели видеть французы: весёлой, красочной, построенной на контрастах, где Добро было по одну сторону, Зло — по другую. Дюма оказался вечен хотя бы потому, что данный постулат всегда приятен подросткам – важно четко видеть, кто хороший, а кто плохой , + любовь, + отвага и «тысяча» харизматичных «чертей». В сувенирном магазинчике Пантеона Яна схватила «Трех Мушкетеров» на французском с глазами «мамакупи»…
Погуляв возле Пантеона и дойдя до Сорбонны, мы решили отправляться дальше.
Нас ждал дом настоящего Д’Артаньяна. Известно, что на роман Дюма вдохновили «Воспоминания господина д’Артаньяна, капитан-лейтенанта первой роты королевских мушкетёров» - книга, сочиненная писателем по имени Гасьен де Куртиль де Сандра. Эту книгу Дюма взял в Марсельской муниципальной библиотеке… И забыл ее вернуть, о чем свидетельствуют многочисленные письма с рекламациями, адресованные ему библиотекой и оставшиеся без ответа. Д’Артаньян Дюма - это Шарль де Батц-Кастельмор, граф д'Артаньян (фр. Charles de Batz de Castelmore, comte d'Artagnan, 1613—1673) — гасконец, так же погибший при осаде Маастрихта, как и книжный герой. Разница только в том, что жил он не при Ришелье, а при Мазарини (в 1626 ему было не 18 лет, а только 13), маршалом не был и носил титул графа, тогда как персонаж менее знатен, хотя и стал маршалом. Настоящий д’Артаньян стал мушкетёром в 1644, был доверенным человеком кардинала Мазарини во время Фронды, участвовал в аресте Фуке (того самого, у которого Людовик 14-ый отобрал даже деревья из сада для своего Версаля), и погиб в битве при Маастрихте в 1673 году. Жил Шарль де Батц-Кастельмор в угловом доме улицы Бак и набережной Вольтера напротив моста Руаяль. Мы прогулялись по всей улочке Бак – симпатичная площадь у метро и выход на Лувр.
А вот дом абсолютно непримечательный оказался. С другой стороны, что хотеть от вояки…
И мы решили, раз мы уже все равно ходим по военным местам, зайти в Инвалидов и посмотреть саркофаг, где покоится Наполеон. Дом Инвалидов (Les Invalides) построил Людовик 14-ый как благотворительный пансионат для военных ветеранов. Это был первый такой благотворительный проект в Европе того времени… Сейчас купол собора при Доме Инвалидов отреставрирован, сияет на солнце издалека – не пропустите ни за что, 12 кг золота ушло на его позолоту.
В крипте собора находится могила Наполеона. Умер Наполеон в изгнании на острове Святой Елены от рака… 19 лет его тело покоилось на острове, пока французы не решили его вернуть. В 1840 году англичане наконец позволили вывести останки императора с острова Святой Елены. Франция встретила Наполеона как героя, фактически его мавзолей в Инвалидах - это монумент, памятник… Даже не знаю, просто языческое место поклонения какое-то… Каждый, кто хочет взглянуть на красный порфировый саркофаг, должен склонить голову перед императором, так как окружает саркофаг каменная балюстрада, на которую туристы опираются, чтобы посмотреть на могилу, = «кланяются» Великому Императору. В красном карельского порфира саркофаге весом в 35 тонн, как какой-нибудь египетский фараон замурован в 6 гробов император. Первый гроб – жестяной, второй из красного дерева, потом идут два свинцовых гроба, затем из эбенового дерева и последний из дуба… Хотя может и врут - кто ж это проверит…
А вот с красным порфиром история вышла занятная, не пропустили россияне возможность французов «уколоть»… Когда был задуман порфировый саркофаг, подходящий камень искали и во Франции, и в Египте, и в Финляндии, но нашли только в вепсском Прионежье, в Карелии. Красный порфир должен был быть камнем красного цвета, ровного и безупречного качества. Франции необходимо было купить материал в России. И в 1846 году Николай I сказал, что уж для Наполеона у России кусок камня всегда найдется, отправив бесплатно в Париж глыбу весом в 200 тонн. Огромный каменный груз был доставлен по Онежскому озеру и реке Свири в Финский залив, оттуда по морю во французский портовый город Ле Хавр, а затем по Сене в центр Парижа.
Мы должны были закончить свой мушкетерский день на площади «Трех Дюма», но лень – это наше все. Ехать на метро ради памятника… Неееет, лучше мы закончим вечер розовым анжуйским для мамы и нежными круассанами с карамелью для Яны и созерцанием вида на дворец проказника Ришелье.
Мифы о Ришелье1. Ришелье казнил дворян за дуэли
2. Ришелье был против короля
- Его величество, по всей вероятности, подразумевает господа бога, - произнес де Тревиль, - ибо в моих глазах только бог может стоять так высоко над вашим величеством.
3. Ришелье хотел погубить Анну Австрийскую
В «нашем» фильме Кардинала Ришелье сыграл Александр Трофимов, а вот говорит он голосом Михаила Козакова. А вообще я очень люблю Ришелье, так как-то так получилось, что я «за гвардейцев».
Ришелье в раздумье свертывал и снова разворачивал в руках бумагу. Наконец он поднял голову, устремил свой орлиный взгляд на умное, открытое и благородное лицо д'Артаньяна, прочел на этом лице, еще хранившем следы слез, все страдания, перенесенные им за последний месяц, и в третий или четвертый раз мысленно представил себе, какие большие надежды подает этот юноша, которому всего двадцать один год, и как успешно мог бы воспользоваться его энергией, его умом и мужеством мудрый повелитель. Обсуждаем здесь
© Aizliegts izmantot materiālus bez administrācijas rakstiskas atļaujas |
Рига, Латвия | |||
Sestd., 21/12 vakars 3°..5° | Svētd., 22/12 nakts 2°..4° | Svētd., 22/12 rīts 3°..5° | Svētd., 22/12 diena 3°..5° |
Piedavāts Gismeteo.Ru |