по-русски latviski |
| ФрустрацияРебенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Вместо того, чтобы сконцентрироваться на понимании чувств ребенка и его неудовлетворенных потребностях, мы озабочены только одним - как остановить агрессию или истерику. Насколько фрустирующим это должно ощущаться для ребенка, когда смотрят лишь на твое поведение, без понимания всего того хаоса, который происходит внутри тебя, и без какой-либо поддержки, чтобы тебе через этот хаос пройти. То есть тебя не понимают или игнорируют именно тогда, когда ты ощущаешь себя наиболее уязвимым, потерявшим контроль и переполненным чувствами.
Вы мне скажете: хорошо, когда ребенок добрый, послушный, тогда и можно планировать совместные занятия, добрые дела делать. А если у ребенка злость, гнев, обида, непослушание...
И если в отношениях есть тепло, обнимашки, вы любите и принимаете ребенка полностью и безусловно, и это читается в вашем взгляде, то вы догадываетесь, что бороться ни с кем не надо. Сегодня хочу раскрыть тему фрустрации. У всех людей есть чувства. Чувства притягиваются к объектам чувств. Например, маленький ребенок хочет конфету. Его ум говорит: я хочу конфету!
Пока ребенок маленький, мы понимаем, принесет ему благо эта конфета, или же у него аллергия на сладкое и эта конфета ему категорически противопоказана.
А дальше у малыша происходит фрустрация. То есть грусть, скорбь, обида, загоняющие разум в угол.
Фрустрация есть у всех людей, и это нормально.
Основные причины фрустрации:
Фрустрация - это тщетность, вызванная ограничением. И здесь наша задача как родителя - принять чувства ребенка, помочь справиться с этим, обнять. Если ребенку не очень-то и хотелось конфетку, он легко переключится с помощью родителя на что-то другое. Если же очень хотелось, в случае, если взрослый принял эмоции ребенка, ребенок может заплакать. В этот момент мы должны сердцем соединяться с ребенком. Ребенок плачет, но мы рядом, на стороне ребенка. Это слезы тщетности - они очищают. Эмоции надо выплеснуть. Выплакать эмоции. После этих слез становится легче. На лекции в Институте Гордона Ньюфелда я слышала, что у этих слез даже другой химический состав - не такой, как у слёз горя и боли. Выплакаться ребенок, особенно маленький, может только в руках тех, к кому он привязан. И это должна быть безопасная привязанность. Иначе происходит онемение чувств, ребенок воздвигает защиту от уязвимости, становится не способным плакать, а уровень агрессии или самоагрессии повышается в разы.
Исследования показывают, что до 4-5 лет дети должны плакать относительно часто. Не от голода, не от боли, а от невозможности изменить ситуацию. Так рождается психологическая гибкость, способность легко адаптироваться к изменениям без потери собственного "Я". А если пропустить момент фрустрации, запретить ребенку плакать, начать логически доказывать свою правоту, может наступить агрессия. Агрессия у ребенка может быть направлена на:
Поэтому нам, родителям, очень важно видеть не агрессию, а фрустрацию.
Не пытайтесь во время всплеска агрессии преподать ребенку урок. Помните, что вы разбираетесь с симптомами, а не с проблемой. Хочу обратить ваше внимание на очень важный момент: не принимайте агрессию на свой счет! Должна быть дистанция между собой и событием.
Не учить в этот момент. А проговорить чувства ребенка и подсказать, какими наименее бескровными способами можно эти чувства выразить.
Нужно признать, что ребенку грустно, и сказать ему, что нам тоже грустно.
Хочу закончить цитатой из Чарльза Диккенса:
Расскажите, сталкивались ли вы с этим раньше, знали ли, что плакать иногда и полезно? Обсуждаем на форуме
© Aizliegts izmantot materiālus bez administrācijas rakstiskas atļaujas |
Рига, Латвия | |||
Sestd., 21/12 vakars 3°..5° | Svētd., 22/12 nakts 2°..4° | Svētd., 22/12 rīts 3°..5° | Svētd., 22/12 diena 3°..5° |
Piedavāts Gismeteo.Ru |