по-русски latviski |
| Artisanata, Лиана Ермолаева История про художникаКак любой человек, который описывает события/действия/впечатления/книги, которые ему интересны, естественно, я пришла к тому, что надо говорить и о людях. Людях творческих и интересных. Людях, общение с которыми меняет мир и раздвигает его границы. И угадайте, глядя на мою фамилию, кто стал первым с этом списке Знакомьтесь:
- Расскажи, как ты решил стать художником? - Вообще-то я и не задавал никогда себе этот вопрос, я художник так же, как ты дышишь. Я так живу, это - мое предназначение, я для этого пришел в этот мир. Творец ведь творит через людей, и чтобы реализоваться, надо жить в сотворчестве с Творцом. А вот опознать свое предназначение, понять, в чем ты лучше всего можешь помочь Ему творить этот мир, - это и есть жизненная задача каждого. Я двигался через рисование - сам, без подсказки родителей поступил сначала в художественную школу, потом в художественное училище, потом в Академию художеств. А в те времена быть художником было очень невыгодно, и к моему отцу приходили друзья и укоряли, как же он сына не может направить к правильной профессии физика, химика или там математика, он же умный, он же - золотой медалист, а все художники – беспутные, пьющие и несчастные люди! Но отец мудро ответил - если сына туда зовет и тянет природа, как я могу этому мешать?!
- Я знаю, что в Академии художеств ты учился архитектуре. Как получилось, что ты отвлекся от живописи? - Да, наш педагог по теории искусств в Казанском художественном училище всем нам, своим ученикам, советовал продолжать обучение, изучая архитектуру. Он говорил, что если мы хотим попасть на передовые рубежи современного искусства, надо учиться архитектуре, потому что именно архитектура – царица всех искусств, а рисовать на факультете архитектуры по-любому научат. И мы поверили ему, несмотря на то, что в 60-е годы, когда я поступал, советская архитектура была в упадке, проектировались одинаковые типовые коробки домов, о полете фантазии и престижности профессии говорить не приходилось, а жизнь архитектора была абсолютно убогой и непривлекательной. Позже, уже в 90-00-е годы в архитектуре наступил расцвет. И те, кто учился со мной, стали главными архитекторами крупных городов. Так что наш учитель оказался совершенно прав!
- Ты много путешествуешь. Скажи, какие события, страны, встречи произвели на тебя самое сильное впечатление? - Одна из последних поездок, которая оставила потрясающее впечатление – в Гонконг. Город очень современный, выросший буквально за несколько десятилетий, но, находясь в нем, ярко осознаешь, что здесь человеческая цивилизация находится на пике развития. И ведь это не столько в архитектуре зданий выражается - здания как раз-таки я бы не назвал настолько уж выразительными, а в том, насколько совершенно решено пространство! Например, как распланирована территория вокруг залива Виктории, как город вписан в окружающую среду, как продуманы тнфраструктурные решения. Вообще у меня как у активного путешественника есть наблюдение, что в каждом городе притягивают внимание и вызывают эмоции места, которые соответствуют пику развития цивилизации в этом городе. Подсознательно хочется подпитываться энергетикой этого расцвета. Вот в Риге я пиком развития назвал бы ганзейский период, поэтому нам так нравится Старая Рига, а спальные районы нашего города как-то не манят к себе.
- Что ты думаешь о развитии искусства, каким оно, по твоему мнению, должно быть в будущем? - Ну, для начала надо описать, что из себя представляет современное искусство сегодня. Как я это понимаю, сегодня художники кричат, что современная европейско-американская цивилизация больна. Когда кто-то выставляет трупы животных в формалине, кто-то приковывает себя цепью и бросается на прохожих, это абсурд. Меня поразила скульптура, которую я видел перед Лондонским городским музеем – на высоком постаменте было выставлено какое-то гипертрофированно болезненное человеческое тело, сделанное из белого мрамора, тщательно и до блеска отполированное (его даже несколько раз в день поливали водой, чтобы оно блестело). Называлась скульптура «Европа». Я видел ее 10 лет назад. Т.е. современная живопись ставит диагноз - общество болеет. Конечно, в этом есть правда. Болезненность общества не увидит только слепец, но этот диагноз ставится уже 100 лет со времен сюрреализма. И если больному все время говорить, что он болен, он не выздоровеет. В моем представлении будущее живописи и искусства в целом в том, чтобы указать путь выздоровления, путь исцеления.
Я и сам проходил эти этапы. Был период, когда у меня была целая серия мрачных работ, среди которых встречались названия вроде «Скитания биомассы» - моя реакция на попытки человека выйти в космос и размышления, а достойны ли мы космоса. Но однажды произошел перелом, когда я осознал «Троицу» Андрея Рублева. Ведь эта икона - одно из наиболее гармоничных произведений искусства всех времен и народов – по цвету, по линиям. Она несет умиротворение, согласие. При этом написана она в страшнейшее для Руси время – время монголо-татарского нашествия. То была жизнь, полная страха, войн, плена! Но Андрей Рублев писал икону, чтобы исцелять и показывать свет. И я считаю, что предназначение современной живописи в том, чтобы показать путь к свету, к гармонии, чтобы современным языком говорить о духовности.
- Хорошо, а если человек захотел стать художником, что бы ты ему посоветовал? - Рисовать и не бояться. Сразу начинать и делать. Начинать выражать себя, не пытаясь оценить, хорошо получается или плохо. Ко мне приходят люди, которым подарили «рисование с художником», т.е. со мной. Да, они боятся сначала, потом рассказывают, что со времен школы не рисовали. А потом мы берем краски, кисти и начинаем рисовать. И я вижу, как в каждом человеке проявляется Творец, как загораются глаза, как раскрывается душа. Я же просто посредник, у меня есть краски и кисточки, которые я могу вовремя подать. Ведь рисование – один из способов выразить свою связь с Творцом, но поскольку большую часть информации мы воспринимаем визуально, то это один из очень действенных способов.
Что добавить от себя? Да что тут добавишь, когда видишь перед собой белобородого мужчину в расцвете лет, сил и творчества, искренне любящего то, что он делает. Когда рядом с ним та, с которой он смотрит в одну сторону много-много-много лет подряд (и не скажу сколько, на год больше, чем мне). У них нет понятия «годы», нет понятия «пенсия», сидение на лавочке или лежание на диване перед телевизором. Я даже представить себе не могу, чтобы мои родители вдруг сказали, что им скучно, что им не с кем общаться или что они не знают, куда поехать. Они вот только жалуются, что в сутках мало часов. Но я думаю, на их часах еще оччччень много суток!
ПС. В галерею В. Ермолаева регулярно организовываются экскурсии ККМ. Обсуждаем блог здесь
© Aizliegts izmantot materiālus bez administrācijas rakstiskas atļaujas |
Рига, Латвия | |||
Sestd., 21/12 vakars 3°..5° | Svētd., 22/12 nakts 2°..4° | Svētd., 22/12 rīts 3°..5° | Svētd., 22/12 diena 3°..5° |
Piedavāts Gismeteo.Ru |