Sākumlapa  |  Forums  |  Raksti  |  Blogi  |  Galerijas  |  Zīdīšanas konsultanti  |  Nodarbību saraksts
по-русски   latviski

FotoGalerija

Nodarbības



FotoGalerija

FotoGalerija

Radošā darbnīca

Pērk un pārdod




Riska


Вдруг ни с того ни с сего The Guardian включил долину реки Гауя в восьмерку красивейших мест осени. Неоспоримо, что Сигулда – наша «Видземская Швейцария» – всегда были предметом гордости и местом осеннего паломничества латвийских семей, но чтобы вот так вдруг, да на весь мир, это ж круто!

Каждый год осенью, когда воздух становился прозрачным, холодным и чистым, листья деревьев желтыми, а кусты радуют краснотой своих «щечек», я планировала маршруты «в Сигулду». В прошлом году была моя первая и единственная попытка вывести всех наших друзей семьями в мои любимые и безумно красивые места.

Делюсь своим маршрутом, а то мало ли The Guardian не в курсе, что там на Гауе смотреть.

Замок… но не Турайдский.

Мало кто уделяет внимание замку Зегевольд, еще удивительнее мне было, что мало кто вообще знает, что он так называется и существует в Сигулде. Старинные… ээээ… как там было? а! аутентиЧНЕНЬКИЕ развалины, оставленные нам от могущества меченосцев.

Жили-были ливы, никого особо не трогали, у них был предводитель Ако. Не любил Ако немцев, которые пришли завоевывать ливские земли, поднял восстания, что удивительно для того времени, объединил племена по всей Ливонии и даже литовцев позвал, короче бился вусмерть с немцами…

Ако немцам тоже не нравился, в 1202 году в Риге, свежеоснованной Теодорихом Торейдским для защиты христиан от многочисленных язычников-ливов, был создан орден братьев меча (Schwertbrüderorden) или орден меченосцев. Рыцарей прозвали так, потому что на их белых плащах наряду с мальтийским крестом (как у крестоносцев) был изображен еще и меч, подчеркивающий, что меченосцы не совсем тамплиеры-храмовники.

А в Турайде жил другой вождь ливов Каупо, он с немцами решил дружить, принял католичество, сгонял в Рим к Папе, получил поддержку от понтифика и в 1206 отвоевал себе у Ако Турайдский замок, тогда еще деревянный.
С этого момента ливам во главе с Ако стало несладко - немцы их потеснили и заняли территорию местной Сигулды, на радостях и в честь победы над непокорными ливами построили замок Зегевольд («Segewold») – «Лес побед».

Замок был очень укрепленным, отразил столько нападений, выстоял в стольких восстаниях, его камни хранят воспоминания и о стрелах, и о катапультах, и о первом порохе, ну и о захвате литовцами…

Имена каждого из комендантов Зегевольда сохранились аж с 1239 года и по 1562…

В 1558 году замок занимают войска Ивана Грозного, а потом в 1562 году в связи с ликвидацией Ливонского ордена (орден разгромили русские войска), Зегевoльдский замок переходит в руки польскому наместнику.

Потом замок поразрушали во время шведско-польской войны, была такая в 1600 годы, почти 30 лет шла, и после нее Сигулда отошла уже шведам. Те как-то пытались еще замок реконструировать, поддержать его состояние…

Окончательно замок разрушили «как всегда» русские во время уже Северной войны со шведами уже в 1700 годах, тоже война была долгая – 20 лет, и после нее замок уже не восстанавливался.

Внимание к Ливонии, как к красивому и богатому месту, возникло при правлении Анны Иоанновны. Своеобразная царица была, без нее вряд ли столько красот в Латвии сохранилось бы, по очень сложным путям дарения, наследования и передачи замок закрепился за дворянским родом Борх, чей герб можно даже сейчас сфотографировать на стене замка…

Утомительно?
Есть бонус - маленькая тайная комната, где можно на себя примерить весь средневековый арсенал кольчуг, шлемов, подержаться за булаву или помахать мечом.

Так потихоньку мы от крестоносцев через века истории сигулдских камней и пришли в гости к Кропоткиным…

19 век, этакая дама с деньгами - Ольга Александровна Кропоткина, по батюшке - графиня фон Борх, становится хозяйкой земель Зегевольда, восстанавливает лютеранскую церковь Святого Варфоломея, наводит порядок и красоту и рядом с развалинами замка крестоносцев строит Новый Сигулдский дворец.

Ее сын - князь Николай Кропоткин начинание мамы не бросает, и, уже став действительным статским советником и церемониймейстером свиты императора Николая II, он вовсю продает сигулдские земли «под дачи», в Сигулду начинает стекаться аристократия со всей Европы, не только рижане и жители Петербурга, но и из Варшавы и Москвы.

Князь усовершенствовал «курорт» как мог, он привез сюда три тысячи зайцев, которые перевелись в местных лесах, дабы охотникам было что отстреливать.

Он построил механическую мельницу и хранилище для молока, привез иностранную технику, закупил племенных коров, породистых лошадей, открыл первую городскую аптеку и… 900-метровую бобслейную трассу с виражами — такую же, какие появились в то время в… опаньки! в Швейцарии.

Так Зегевольд стал «Видземской Швейцарией».

Кстати, санно-бобслейная трасса так и является единственной подобного рода трассой во всей Прибалтике.

Реклама курорта печаталась в российских и немецких газетах, курорт Кропоткина хвалили на многих языках.

Сигулдская тросточка, которую в обязательном порядке все мы покупали в качестве сувенира, тоже родилась именно тогда, на курорте Кропоткина.

Множество пеших прогулок по горам предполагали наличие трости, если же ее не имелось…
Поначалу сигулдские тросточки разноцветными не были. Вырезанные из ивы, лещины или черемухи со снятой только с ручки корой и простеньким орнаментом на ножке, они стали пользоваться популярностью, на спрос родилось предложение. Для местных крестьян это стало замечательным бизнесом в летне-осенний сезон. Целые династии стали изготавливать трости для русских и немецких туристO, орнамент на трости стали выжигать и окрашивать, у мастеров был свой почерк, и они очень следили, чтобы сосед их не копировал!

Возле Нового дворца есть рыночек (N.В. взять со собой наличку), на нем можно купить не только тросточки, но и бижутерию, и прочая, и подешевле, чем на рыночке возле Турайдского замка…

Кстати, вид на Турайду из замка Загевольд тоже открывается замечательный…

А еще там в овраге есть место, где зимуют летучие мыши, страшно-о-о, но интересно!

Покидая замок и попадая в парк, детям понравится побегать около ультрасовременных чудо-скульптур… Но задерживаться особо нельзя, день осенью не долгий, а жемчужину Видземской Швейцарии - Турайду нужно обязательно посетить.

Горкой, горкой, через мост, на паркинг за 2-3 лата, потом ужасаемся: «Уууужааас! это цена за билет! А это за вход в башню!» - и вперед…

На самом деле вход на территорию Турайдского поместья и в парк Дайн бесплатный, так что если вы не любитель жертвовать на поддержание порядка и красоты в Турайде, можно и не тратиться на билеты, я из тех, кому денег на порядок никогда не жалко, тем более, каждый год замок восcтанавливают все больше и больше, а без наших средств (читай - покупки билетов) на какие же они средства это будут делать, не от Замка Света ж им отслюнявят... Так что тут как с Цесвайне, если не мы – «туристы», то и некому.

Турайда - «Cад Бога».

Когда Кропоткин пиарил свой курорт, Турайдский замок был развалинами. Это были развалины старой, построенной уже после замка Зегевольд, укрепленной резиденции рижского епископа.

В мини-музее замка сейчас можно посмотреть и на печати, и на книги, и на монеты той поры, а во дворе так здорово «завалить» кабанчика из лука «В голову ему, в голову целься!..» Ну да, я кровожадная…

1953 год, у некоторых еще мамы не родились, была восстановлена 38-метровая башня, с нее все и началось… Опять вернусь к вопросу «чего ж так дорого за вход на башню», простая арифметика 2013-1953=60 годков башне, еще не век… Но вы же хотите, чтобы на нее ваши внуки водили бы своих внуков, чтобы в узенькие окошки повздыхали бы «каааак же красиииво в Сигулде осенью»…

Широкомасштабные археологические раскопки начались в 1974 году. С 1976 года работами руководил почетный член Латвийской Академии наук профессор Янис Граудонис. Было около пяти тысяч находок, особенную гордость местные гиды испытывают, говоря о древних печах. Называются эти печи - гипокаусты.
Такие печи использовали в общественных банях в Древнем Риме. Теплый воздух печей Турайдского замка поднимался по специальным пустотам в кирпичной кладке и распространялся по стенам и под полами средневековой крепости, прекрасно обогревая помещения – жить там было очень даже тепло по тем временам, ибо обычно замки были сырые и холодные.

Но c 2000-х не проводилось широкомасштабных строительных работ. Только незначительные в Восточном корпусе, а ведь нужно еще восстановить Воротовую башню. Так что берем гида или теребим сидящих в уголке бабулек, которые тоже могут все рассказать в музее и показать, чтобы не было мучительно тяжело за «потерянное на музей время», и обязательно агитируем своих классных руководителей, дабы экскурсии в Турайду опять возродились, и да, не жмем 5 латов на вход!

Когда мне было столько лет, сколько Яне, мы ездили с классом под литерой «Г» в Турайду, и нам экскурсовод рассказывал легенду о Турайдской Розе… явно альтернативную. Потом, когда я стала большая и умная и прочитала о красавице Розе, у которой был секс в пещере с местным садовником, но убил ее какой-то полный дурак-солдафон…

Легенды полную официальную версию я приложила в самом низу, всегда можно себе распечатать в поездку, чтобы не путаться в именах и датах…

Так вот, я с детства думала про Розу-Майю совсем в другом ключе. Когда шведы захватили замок Турайда и была битва, маленькая дочь «самого главного в замке» вывела всех жителей через потайной ход, но самой ей спастись не удалось, и шведы ее убили… Вот почему мне запомнилась такая версия, я не знаю, но на протяжении ну… десятилетий я думала, что это и есть легенда о Майе.

Кстати, приносить цветы к могиле Турайдской Розы стало популярно в 1927 году, после выхода в Риге пьесы Райниса «Любовь сильнее смерти». С тех пор зайти на могилу к Розе стало частью программы.

Та самая пещера Гутмана (самый большой грот Латвии), где произошло убийство Розы, давным-давно была местом для жертвоприношений; если внимательно рассматривать стены, то можно разглядеть очень старые надписи, даже 17-ого века…

С пещерой связана не только легенда о Розе, но и еще одна легенда о ливском вожде Дабреле и его красавице жене…
Когда крутой вождь узнал, что его красавица ему изменяет, приказал ее закопать заживо на берегу Гауи. Говорят, из ее слез возник родник, родник этот размыл огромный грот, вода в источнике оказалась целебной и чистой… Гораздо позже местный лекарь Гутерман пару раз успешно «полечил» этой водой местных жителей… так пещера стала Гутмана (Пещера доброго человека).

Спасибо Олив, что тут выручила меня фотками

А еще в Сигулде есть Канатная дорога, и с желтенького вагончика можно (а можно ли еще?) банджи_джампнуть - прыгнуть с резинкой, по молодости лет и без детей мы этим делом баловались (ну, не я, конечно, я так, в группе поддержки).

Кушать… кушать в Латвии нужно вкусно, и в Сигулде есть такое место. Из Турайды придется уехать и завернуть в ресторанчик отеля Аparjods – кухня латышская аутентичненькая, винный погреб красив и разнообразен.

Кстати, Зегевольд Сигулдой-то стал совсем «недавно»… в 1917 году, так что, можно сказать, Великая Октябрьская добила «Лес Побед».

Ну и если вы не приехали в Сигулду под вечер и у вас есть силы, то съездите уж и до Иерики на их водопады, осенью, когда в них падают желтые листья, у них особая притягательность.

Легенда о Турайдской Розе

(собрана из различных источников)

Весной 1601 года шведские войска захватили Турайдский замок. После битвы дворцовый писарь Грейф нашёл среди убитых истощённую голодом девочку. Грейф принёс девочку домой и обязался её воспитать. Это было в мае месяце, поэтому девочку назвали Майей.

Прошли годы, Майя выросла и стала красивой девушкой. Из-за её красоты народ называл Майю Турайдской Розой (хотя маловероятно, что это прозвище было дано при жизни). На противоположном берегу Гауи жил её жених садовник Виктор Хейл. Вечерами (а вот это место даже эротикой отдает) они встречались в пещере Гутмана. Чтобы порадовать свою невесту, молодой садовник выкопал слева от пещеры Гутмана маленькую пещеру. Ожидая свою невесту, он украшал эту пещеру цветами. В наши дни её ещё называют пещерой Виктора.
В это время среди наёмников управляющего Турайдского замка Шильдгельма были двое дезертиров польской армии – Адам Якубовский и Петерис Скудритис. Оба служили довольно хорошо, но спились, были неряшливы, грубы и суеверны. Поэтому управляющий замка намеревался их вскоре уволить.
Адам Якубовский, увлечённый красотой Майи, сделал ей предложение, которое Майя отвергла. Он решил завладеть Майей силой. Петерис Скудритис согласился помочь.

6 августа 1620 года Майя получила известие (якобы от Виктора Хейла) с приглашением срочно явиться в пещеру Гутмана. Придя на место встречи, Майя увидела Якубовского и Скудритиса и поняла, что её обманули. Адам Якубовский сразу напал на девушку, порвал её платье и в дерзких словах сообщил, что он намеревался с Майей сделать. Девушка изо всех сил сопротивлялась, не зная, как избавится от двух мужчин, в отчаянии она крикнула Якубовскому: «Отстань от меня! Я дам тебе самый большой подарок, который не сможет подарить ни один король!» Якубовский отпустил девушку и спросил, что же это будет за подарок. Майя развязала свой красный платок, который был накинут на шею, и подала его Якубовскому, сказав, что это волшебный платок и когда Якубовский его себе повяжет, никто не сможет ранить его ни копьём, ни мечом. Адам сначала не поверил и сказал, что если даже броня не может от этого защитить, то такая безделушка, как этот платок этого тоже не сможет, и пытался снова схватить девушку. Тогда Майя крикнула: «Остановись! Сейчас ты сам убедишься в силе платка. Я его повяжу. Меч при тебе, руби изо всей силы и ты мне не причинишь никакого вреда».

Адам взял свой меч, который до этого лежал на земле, девушка накинула платок, скрестила руки и, глядя вверх, тихо про себя что-то шептала. Скудритис счёл это заклинаниями. Адам вынул меч из ножен и изо всей силы ударил мечом по покрытой платком шее девушки. Сразу полилась кровь, и, даже не вскрикнув, Майя упала на землю.

Адам Якубовский вначале в растерянности остался стоять. Тогда Адам сердито закричал: «Она хотела остаться верной своему жениху, а я был зверем, страшным зверем». Он сбежал вниз в большую пещеру, бросил свой меч в родник, который вытекал у основания пещеры и, крикнув Скудритису: «Не подходи, я тебя задушу!», побежал вглубь леса. Через некоторое время Скудритис нашёл Адама в лесу. Он повесился на перевязи своего меча.

Скудритис только наблюдал за происшедшим, даже не пробуя отговорить Адама от использования меча, так как поверил в то, что платок имеет волшебную силу, и девушка с его помощью спасётся. Только потом Скудритис понял замысел девушки – лучше умереть, чем дать себя обесчестить.

Вечером 6 августа 1620 года Виктор Хейл в привычное время пришёл к пещере Гутмана на встречу со своей невестой и нашёл Майю убитой. Земля была обильно залита кровью, которая смешалась с песком. Хейл в отчаянии побежал в Турайду за людьми. На второй день прибыл земельный судья. Осмотрев пещеру, он нашёл топорик садовника. Виктора Хейла обвинили в смерти Майи. Хейл признал, что топорик принадлежал ему, но отрицал любую связь с убийством. Судьи, в свою очередь, считали, что правдивое признание можно получить только под пытками и дали приказ приготовить орудия пыток. Ход событий изменил Петерис Скудритис, которому кровавое преступление не давало покоя. Он явился в суд, чтобы получить наказание, и рассказал правду. Показание Скудритиса спасло Хейла от пыток. Сказанное Скудритисом подтвердила 8-летняя родная дочка Грейфа. Она проводила Майю к пещере и с небольшого расстояния всё видела. Подозрения против Хейла сразу исчезли. Судья признал возможность того, что топорик, который был засунут за пояс, выпал в момент ужаса и отчаяния, когда Хейл нашёл свою убитую невесту, и он этого не заметил. Теперь дело было выяснено полностью.

Садовник Виктор Хейл и старый писарь Грейф оба явились на суд и просили не приговаривать Петериса Скудритиса к смерти или другому наказанию, потому что Хейл не хочет, чтобы память его любимой была осквернена кровью Скудритиса. Притом они не считают Скудритиса настоящим виновником, поскольку Скудритис, будучи человеком очень ограниченным, полностью подчинялся Якубовскому, а Якубовский, покончив жизнь самоубийством, сам передал себя в руки дьявола.

Когда бренные останки павшей от чужой руки Майи со всеми почестями и при соблюдении христианских обычаев были захоронены, скорбящий жених сам установил на её могиле крест и прочитал молитву. Вскоре после этого Хейл уехал из этой страны навсегда и вернулся к себе на Родину в Вюртемберг, потому что его разбитое сердце здесь не могло найти покоя.

Труп убийцы Адама Якубовского вместе с его оружием и мечом закопали в глубоком болоте недалеко от усадьбы Нурмижи. Петерис Скудритис просидел в тюрьме 4 месяца и проявил за это время глубокое раскаяние. После всего этого королевский земельный суд принял решение: немедленно освободить Скудритиса из заключения и, не возлагая другого наказания, выслать его через литовскую границу обратно на Родину.

Легенду о Турайдской Майе ввёл в литературный оборот член Видземского придворного суда Магнус фон Вольффельд. В середине 19 века, когда перестраивался рижский дворец, в его подземных подвалах нашли древние архивные документы Видземского придворного суда. Среди них было также и сообщение жены управляющего Турайдского замка Шильдгельма об убийстве у пещеры Гутмана и подписанный земельным судьей протокол судебного процесса. Переложение обоих документов на немецкий язык 19 века опубликовано в книге Магнуса фон Вольффельда «Сообщения об уголовном праве и уголовном процессе в Видземе, Эстонии и Курземе», которая вышла в 1848 году. Материалы судебного дела свидетельствуют о том, что в основе легенды может лежать истинное происшествие.

Делитесь своими маршрутами, фотографиями, веселыми историями, ведь Сигулда - то место, где, скорее всего, был каждый из нас!


Обсуждаем статью здесь




26

Publicēts: четверг, 26 сентября 2013
Skatīts 9950





© Aizliegts izmantot materiālus bez administrācijas rakstiskas atļaujas



Рига, Латвия
Pirmd., 30/12
vakars

apmācies

/images/weather/n_3_10_0_0.jpg
1°..3°

Vējš DR, 0-2 m/s
Atm. spiediens 757..759 mm
Otrd., 31/12
nakts

apmācies

/images/weather/n_3_10_0_0.jpg
1°..3°

Vējš DR, 2-4 m/s
Atm. spiediens 754..756 mm
Otrd., 31/12
rīts

apmācies

/images/weather/d_3_10_0_0.jpg
1°..3°

Vējš DR, 3-5 m/s
Atm. spiediens 755..757 mm
Otrd., 31/12
diena

apmācies

/images/weather/d_3_10_0_0.jpg
1°..3°

Vējš R, 3-5 m/s
Atm. spiediens 757..759 mm

Piedavāts Gismeteo.Ru

Tagad portalā 1 viesu un 0 lietotāju.
Ja Jums ir vispārīgi jautājumi, lietišķi piedāvājumi vai ieteikumi, uzrakstiet mums vēstuli
© KKM Klubs 2006 — 2022