Ziņojumi: 376
Pilsēta: Швеция, Стокгольм
|
Ура, девочки! Ура! Я пишу вам о себе и моей жизни в высокоразвитой стране евросоюза - Швеции! Уверяю вас, если бы я писала об этом ровно неделей ранее, то получилось бы скуление побитой собаки...
Очень уж хотелось по-быстрее выложить – по-этому ошибки потом исправлю. Если осилите – читайте мемуар! Не судите строго – я блондинка.
Сегодня воскресенье, 27 июня, 00:49. Клиент спит. Я сижу и пишу вам. Клиент – пятидесятилетний испанец, который попал в автокатастрофу 4 года назад. Частично парализован. Денно и ночьно нуждается в персональном ассистенте, который помогает ему жить. Работаю я первую ночь, до этого было несколько смен утром с 6.30 до 14.00, и вечером с 14.00 до 22.00. Кормлю, мою, выгуливаю, убираю жилье, помогаю курить, ходить в туалет, меняю катетр, делаю массаж всего тела минимум один раз в смену... Оплата труда – 100 шведских крон в час (примерно 7 лат). Не много. Но зато работа «белая», клиент не болен ментально и я могу практиковать свой шведский в общении с ним. Правда, ходят слухи, что он требует близости от персональных ассистенток... по-этому они у него очень часто меняются... Ко мне пока не приставал... надеюсь после сегодняшней ночи не потеряю работу!
Дети и муж спят в нашей пустой трёхкомнатной квартире неподалёку, в которую мы переехали в прошлую субботу. Район, правда, не очень – шведов мало, но мы и этому несказанно рады! Квартплата примерно 420 лат + электричество и интернет. Мы были бы рады и однокомнатной, но на каждого ребёнка полагается по комнате. Такой закон. Мы получили квартиру из первых рук – т.е. от государственных структур. Еще можно было снять квартиру из вторых рук, но люди особо не хотят сдавать квартиры семъям с детьми. Третий вариант – снимать жильё по-чёрному, но тогда цена почти в 2 раза выше, и нет никакой гарантии, что тебя не выкинут в один прекрасный день со всеми твоими детьми и шмотками.
На протяжении всех 8 месяцев в Швеции, всё было равномерно, извините, херово! А вот 2 недели назад случился «золотой пинок»! «Золотым пинком» послужила угроза жизни мне и моим детям. Но... обо всём по порядку...
По-хорошему, рассказ об этом надо начинать с событий 2004 года. Но, тогда это будет похоже на роман... По сему постараюсь коротко.
Летом, 2006 мы с мужем взяли кредит на дом. Кредит большой. На 30 лет. Наверное, как и у большинства, поверивших в свои силы латвийцев, у нас была стабильная работа с приличным заработком. В 2008 у меня родился второй ребенок. А летом 2009 муж остался без работы, у меня в тот же месяц произошла последняя выплата пособия по уходу за ребёнком. В принципе, такой поворот событий не был для нас неожиданностью и вопрос о том, что за деньгами надо ехать "за бугор" был решён. Но за какой бугор? И всем ли вместе? По разным причинам, я хотела ехать за мужем. Ведь я же "замужем", не так ли? Следующая зарисовка из нашей жизни достойна отдельного внимания.
Мой муж познакомился с иностранцами. Пожилые корейцы с сыном, приехавшие отдохнуть в СПА в Ригу, живут в Швеции. Доктор Хан, Мисис Сан и сын Филип. Доктор Хан оказался лауреатом Нобелевской премии и я держала в руках настоящую Нобелевскую медаль! Выслушав нашу душещипательную историю о нашей великой проблем, эти люди не только в красках рассказали нам о прекрасной Швеции, но и наглядно показали её за 5 дней пребывания там. В программу входила встреча с потенциальным работодателем мужа, экскурсии по Стокгольму, ужины в ресторанах. Они оплатили билеты на самолёт, взяли машину напрокат для нас, вручили конверт с деньгами на карманные расходы. Плюс жизнь в квартире их сына Филипа (район Odenplan), поход в гости в музей-квартиру Нобелевского лауреата Д-ра Хана, и просто пребывание в обществе таких личностей... Эта история сказочная от и до. Только не завидуйте. Сказка кончилась через 2 месяца, по прибытию на ПМЖ в Швецию. Последнее, что мы им объяснили на ломаном английском – причину по которой наша семья оказалась в такой ж**е!
Тот работодатель, с которым мы встречались, работу мужу не дал. Тогда мы не поняли почему он просто перестал отвечать на е-мейлы и телефонные звонки. Мы просто решили ехать туда. К тому же за 2 месяца в Риге, я через интернет нашла себе место работы в Швеции. Вау! Я разсылала своё резюмэ по фитнес-клубам и меня пригласили на тренерский кастинг. Я съездила круизом на пароме в Стокгольм – показала, что я могу и меня пригласили работать. Дали для начала 5 тренировок в неделю. Это давало нам первичный заработок примерно в 210 лат в месяц. Первая тренировка должна была быть 12 октября 2009 года. Мы нашли несколько обьявлений на сдачу однушек, но с иногородними абонентами не очень то хотели разговаривать. По-этому решено было ехать первому мужу, с отдолжеными деньгами и с телефонными номерами. Выехал он за один день до моего прибытия вместе с вещами и детьми. Но, квартиру оказалось не снять так просто! Проездив целый день в поисках и перезвонах, в 23.00 вечером муж понял, что стоит под проливным дождём, а идти больше некуда. Завтра должна приехать я, а спать негде. У него был телефонный номер человека, который был знакомым его давнего друга. Муж позвонил этому Валентину и с радостью принял предложение приехать за 50 км от Стокгольма. Городок «Сёдерталье», посёлок «Ярна».
12.октября. 10.00. С парома Таллинк Силия Лайн выезжает гружённый Ярис, за рулём которого сидит улыбка до ушей: ура! мы начинаем новую жизнь! Нас встретил муж. Мы приехали туда... Трёх-этажные серые дома, находились на довольно высокой горе как-то отгорожено от остального посёлка... Мимо проходят странные люди – с дрэдами на голове, в балахонах, с дурноватой улыбкой говорящие «Хей!»... Старые машины... Грязно одетые дети... Запах в подъезде...
Дзынь-дзынь! Открывает страшненький паренёк лет 30 - Максим. Высокий, худощавый, без передних зубов, остальные зубы жёлто-коричневые. Волосы грязно падающие на глаза. Русский. Не приветливый. Шквал противного запаха из квартиры... Грязь... Кот, его фекалии и моча на полу... Везьде мусор, книги, какие-то грязные вещи – техника, мебель, тряпки... всё небрежно скомкано горами по всей квартире... не пройти не проехать... Мои глаза уже давно на лбу... Детей с рук не спускаю - обувь испачкают. Пришёл Валентин. Мужчина лет 60. Трико с вытянутыми коленками, спущенные так, что видны половинки, извините, задницы... дутая пуховая жилетка на голое тело... еврейская шапочка прикрывающая лысину... запах сырого лукового пота, запах изо рта... под корень сгнившие зубы... в руках много бумажных больших пакетов, засунутых один в другой... Валентин приглашает познакомиться с Олей Сидоровой... Мы спускаемся на цокольный этаж... Во встроенное в дверь отверстие для почты громко кричится «ОООЛЯААА!»... Открывает дверь русская женщина лет 40... Сальная коса до поясницы, длинное балахонистое платье... зубы чёрные... запах... рядом мальчик лет 4, в платке, завязанном по-деревенски, со взглядом изподлобья... Она сразу сообщила, что её интересует, можно ли друг-другу детей оставлять... Мне дурно... Если бы тогда мне сказали, что здесь, среди этих людей я проживу ближайшие 8 месяцев – я бы в тот же день вернулась в Латвию.
Через несколько часов я должна уже быть на первой тренировке. Машину по-лубому надо разгрузить. Приходиться все-же оставлять вещи в одной из комнат. Я уверенна, что ночевать мы тут не будем. До моего клуба оказалось 1,5 часа езды на машине. Дело ясное, что дело тёмное. Муж объясняет, что другого ночлега нам так быстро не найти. Ок. Возвращаемся туда к 24. Дети в машине спят. Я брезгливо вывалила грязь из небольшой комнатушки. Кое-как переночевали.Надо было как можно быстрее уехать из этого захолустья. Каждый день мы звонили, искали жилье... ничего не получалось. Я потихоньку вычистила туалет, коридор, кухню. Нас познакомили с женой Валентина. Они жили в соседнем подъезде в идентичной квартире. Алсу не здорова. По всей видимости дистрофия. Но на первый взгляд она произвела впечатление нормального, интелегентного человека. Мы жили в квартире, которая досталась Валентину от фирмы, в которой он работал до пенсии. В этой квартире уже год бесплатно (не понятно зачем и почему) жил этот Максим. На второй день к Максиму подселился ещё один мужчина – Николай – якобы отец друга Максима. Николай боксёр. Но, так же как и Максим находится в Швеции 6-ой год не легально. Николай был странным. Его поведение вызывало глубокое недоверие. Мы искали жильё и работу, а дни капали. Я по 2 часа пути в одну сторону тратила на дорогу, что бы поработать 1 час.
Спустя 2 недели, муж начал работать у знакомого Валентина. Работодатель – латыш. Эмигрировал 2 года назад. Недавно открыл свою фирму по строительству и ремонту. Устроил мужа по-чёрному на минималку. Муж начал работать по 16-18 часов в сутки. Рука не набита, всё делает медленно, с ошибками. Объекты задерживает. Шеф не доволен. Мы пытаемся совмещать мою и его работу. Приходиться везти детей к мужу на объект, самой ехать на тренировку, а после забирать детей и ехать домой. Так как в Швеции в автобусах взрослый с коляской может ехать бесплатно, приходиться ездить только автобусами – денег то на дорогие билеты электрички и метро нет, а проездной покупался 1 на двоих. Дети мучаются, родители все на нервах. Что бы не опоздать на тренировку я стремглав носилась между станциями и остановками меняя 4 вида транспорта. Боже! Что мы делаем в этой Швеции??? Первая зарплата у мужа только спустя 2 месяца работы – тут платиться 25 числа за предыдущий месяц. Банк начинает душить... Денег нет... Детей кормим пустой картошкой, в качестве «вкусненького» - свежая морковь....
Конечно, можно было вернуться под крылышко к моим родителям... Папа тоже остался без работы еще пол года назад. Маме в 2 раза снизили зарплату... Сестре 21.
За комнату с нас брали 175 лат в месяц. Мы пока оставались там. Николай почему-то переехал жить к Валентину и Алсу. Якобы учить язык, ведь Алсу по профессии учитель иностранных языков и знает шведский в совершенстве.
В один вечер, к Максиму приехали друзья. Они мирно выпили чего-то и друзья уехали. Максим осмелев, начал предлагать нам съехать как можно скорее, потому-что эта квартира будет принадлежать ему, Николаю, и сыну Николая – Анвару. Стало ясно, что дело пахнет криминалом. Ведь Валентин психически не здоров, да и Алсу слабая. Что бы его слова были убедительны, он предлагает выйти поговорить с Анваром в 12 ночи за угол. Анвар был для этого специально вызван из Стокгольма. Дело разрулил Николай, развернув сына домой и усмирив Максима. Несколькими днями спустя, Николай пришёл поздно вечером и по-боксёрски избил за что-то Максима у меня на глазах. Причём делал это с подачи Алсу! А потом, в ванной, просил у него прощения... Дур дом! Съезжать! Нам надо срочно съезжать! Но, на утро Максима выгнали из этой квартиры. У меня попросили прощения «за случившееся» и сказали, что мы можем спокойно продолжать жить. Мы не переставали искать информацию о жилье в Швеции, зарегистрировались на очереди на квартиры, я обратилась в социальную помощь, которая, к сожалению, не помогает эмигрантам из Евросоюза.
Тем временем, мы встретили Новый 2010 Год. 1 января мужу сообщили, что он больше не работает. Я начала ходить на бесплатные курсы шведского 2 вечера в неделю. Детям подошла очередь в садик. Садик вблизи от дома. Садик оказался великолепный!!! Детки и персонал, в основном, шведы = единые культура, язык, традиции. Именно по-этому сейчас я не хочу переводить детей в садик по району, куда мы переехали – пока буду на машине возить. С детками очень много занимаются – творчеством и рукоделием. Вадим по-шведски говорить прямо отказывается, уже персонал по-русски говорит. У нас даже раз в неделю русская воспитательница приходит. С детками играет без особого разговора – они без слов друг-друга понимают. Несмотря на то, что по словам воспитателей Вадим всегда доволен и весел в садике, сынуля меня бесконечно упрекает, что мы в Швеции. Просится домой – в Царникаву, в свой детский сад, к бабуле с дедулей. Ему тут ничего не надо! Он просто хочет домой... всё это время. Милашка адаптировалась к садику безупречно. Говорит мало - пару слов по-шведски, больше по-русски, что меня очень радует. Вообще, вопрос сохранения детям родного языка для меня стоит очень остро. Большинство детей-эмигрантов если и говорят на родном языке, то чаще всего не пишут и не читают, да и желание говорить со временем пропадает. Я стараюсь учить Вадима читать, мульты и книги только на русском, в свободное от садика время гуляем с русскими семьями.
Еще перед Новым Годом хозяйка пообещала мне больше часов работы плюс работу на рецепции в центральном филиале клуба, что сулило мне практику шведского и большую зарплату. Но, моя прямая начальница – чистая шведка, впала в нескрываемый шок, когда увидела меня впервые, ведь я еле связывала два слова по-шведски. Предупредив меня о том, что работать я тут не буду, она действительно добилась моего полного увольнения. Прошло 2,5 месяца пока я нашла новое место работы – очень недалеко от теперешнего места жительства – правда, опять всего навсего 5 часов в неделю. Но сам клуб намного лучше и интереснее предыдущего. Теперь я веду и водную аэробику (переквалифицировалась).
Да! Когда дети пошли в садик и я смогла их спокойно оставлять – я перешла на дневное ежедневное обучение. Проучившись в общем 2,5 месяца по 2 часа по 2 вечера в неделю, плюс месяц по 3 часа каждый день – я начала говорить на шведском. Язык мне интересен и у меня нет языкового барьера. Занятия веду на шведском – шведы надо мной смеются, но меня это нисколько не смущает. Муж пока не говорит, только недавно пошёл на вечерние курсы.
В середине января (аллилуя снегу!) муж устроился на работу по уборке снега с крыши самого большого выставочного центра в Балтии. Начальству (шведам) муж оказался симпатичен и его взяли работать «под крышу». Так мой муж проработал до закрытия центра на каникулы (до мая) – монтировал и демонтировал стенды для выставок. Получал минимальную по шведским меркам и большую для эмигранта зарплату, работа белая. Сейчас работает «садовником» при медицинском университете в Стокгольме. Да вот беда – возможно, работа чёрная, во всяком случае зарплату за первый месяц выплатили на руки... А нам, кровь из носу, нужна официальная работа.
На протяжении всего этого времени я так же пытаюсь получить законное пособие на детей. Но и с этим проблемы. Для того, что бы быть зарегистрированным в страховую социальную кассу нужно иметь контракт на минимум 6 месяцев, с не менее 12 часами работы в неделю. У меня хоть и есть контракт, но там написано, что я работаю «не больше 40 часов в неделю», а им надо «не меньше 12!». У мужа контракта и подавно нет – ему платят постфактуумом по рабочим часам. Одно радует – по идее должны выплатить за все месяца, с момента получения персональных номеров – а мы это сделали сразу.
Продолжаю историю о квартире. Вспоминайте с чего я начинала. В квартире мы всё это время не жили одни – к нам подселили нового жильца. Жилец оказался очень спокойным, хоть и со своими причудами – он кришнаит. Кстати, недалеко от нашего посёлка, как раз кришнаитская деревушка. И как я поняла, Валентин был первым, кто попытался внедрить кришнаитскую религию в Россию более чем 20 лет тому назад. За что был выгнан. В Швецию пробрался путём фиктивного брака, обосновал тут эту кришнаитскую деревушку. Человек прожил действительно сложную жизнь, видимо по этой причине и сам является сложным и психически не здоровым. У его жены – Алсу из-за анарексии, началась дистрофия и практически полная атрофация мышц. Тот боксёр на протяжении этого времени восстановил её до такой степени, что она начала бегать по 2 км. Она же его выучила шведскому. Николай преследовал еще одну цель – легализоваться в Швеции посредством женитьбы на Алсу. А Алсу (после 10 лет жизни с больным Валентином) влюбилась на старости лет в своего принца-спасителя Николая. Просто Санта-Барбара какая-то! Жили они все втроём эти 8 месяцев. Примерно месяц назад между ними разразился скандал – видимо Алсу с Николаем стали просить развода у Валентина, а тот ни в какую! У Николая все планы рухнули – столько старания! А у бедной Алсу вообще конец света! Николай переезжает к нам! На наших глазах происходит любовная мелодрама, как в кино! Она ходит ревёт, он с ним ругается... любовь, асисяй и детектива! Видимо у Николая тоже сносит крышу, а как я писала ранее, он мне сразу был не понятен – он выдает мне, что они – русская мафия в Швеции, что мужа моего тогда в начале убивать ехали, и что лучше нам отсюда сваливать! Я сначала, с ним пререкалась, ругалась и вообще была бойко настроена... Но угрозы не переставали быть на протяжении двух недель! То он у меня под дверью звонит сыну так, что бы я слышала их разговор, и просит у того о помощи нас выселить, то рассказывает мне о своей матери в Казахстане – якобы она ведьма, то говорит Валентину и Алсу, что я их грязью поливаю, то вдруг приводит на несколько ночей каких-то мужиков. Причем при муже он так со мной не говорил. В общем, психология его нам не ясна, по-этому метод нейтрализации врага тоже не ясен. Если муж вступиться – а вдруг и правда, компания криминалов! Максим тоже об этом заикался. И полицию не вызвать. Вернее вызвать то можно, а что им предъявить? У меня даже диктофонной плёнки нет. И знаете, я сначала очень за себя переживала – думала, что за углом где-нить подкараулят – и все! Меня напугать очень легко. А в то утро – в день «золотого пинка», Николай утром сорвался на мне, наорал, странно, что дети не проснулись. Я вся такая злая и агрессивная на него! Язык у меня ещё кусачий – взяла и сказала что он ни на что права тут не имеет, что нелегал... и вообще больной! А он мне: «Дура! Хоть бы о детях подумала!»...... Отвела я своих в садик сижу на остановке – электричку жду, прокручиваю его слова, и вдруг мне дурно сделалось! «Дура! Хоть бы о детях подумала!». Девочки! Как меня затрясло! Я прям сразу вот в том состоянии и поехала в государственную организацию, которая квартиры раздаёт. Они закрыты еще были, но увидев меня в том состоянии – меня тётечка (оказалась какой-то главной) выслушала, всё поняла и в тот же момент нашла пустую трёхкомнатную квартиру – отправила на осмотр и за всеми нашими документами, и не смотря ни на то, что мы всего 8 месяцев в очереди на квартиру стоим, что «поэнгов» у нас мало, что контрактов нет нормальных, что дохода стабильного за последние пол года нет – она нам на следующий день предлагает подписать контракт и сразу же переехать. Но блин! Квартплата, при наших долгах начиная банку, заканчивая всевозможными друзьями.... Мы не можем этого себе позволить! Муж настаивает на моём отъезде вместе с детьми. И чёрт дёргает меня (он вообще без конца меня дёргает) и звоню по объявлению о работе – иду сразу на интервью и меня берут на испытательный срок персональным ассистентом. Во-вторых родители срочно сдают дом за более меньшую цену, чем я желала сначала. В-третьих, я иду в страховую кассу и мне сообщается, что после подписания официального договора 2 детские комнаты оплатяться государством – т.е. 1/3 часть от квартплаты. В четвёртых, я договариваюсь с нашим спокойным Томасом (кришнаитом), что он снимает у нас 1 комнату. На следующий день мы с мужем получаем контракт и ключи. Еще на следующий день в тихую собираем все вещи и съезжаем со старой квартиры. А еще на следующий день в квартире, где мы жили Николай забывает выключить плиту и там случается пажар!
Теперь я очень надеюсь, что всё у нас получиться и мы выберемся из этого проклятого кризиса! Может после пособия на жильё нам и пособие на детей выдадут, и тогда мы более-менее с долгами расплатимся. Это сейчас самое важное. Но жить я здесь, девочки, не хочу. И никто не хочет, ни муж, ни сын.
Фу! Ну вот. Сейчас 6.20 утра. Сейчас должна прийти сменщица.
Ну вот интересно, кто осилил весь рассказ???
_________________ Вадим 4.09.05.
Милана 5.08.08.
Марк 10.08.18.
Pēdējo reizi tika rediģēts: Olja_mishonok (Otr Jūlijs 13, 2010 02:25), kopumā tika rediģēts 2 reizi (-es)
|